Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Новости - Фонограмма как объект смежных прав

Фонограмма как объект смежных прав


Единственный договор, который заключил Продюсерский центр «Парадиз» для использования музыкальных произведений в составе фильма, – договор с ООО «Мистерия Рекордс» о передаче смежных прав на исполнение и фонограмму.

Продюсерский центр «Парадиз» ошибочно полагал, что, приобретая права на фонограмму, он получает соответствующие права и в отношении объектов авторских прав. Не беремся судить, насколько это «добросовестное» заблуждение юристов Продюсерского центра «Парадиз», хотя отметим, что один момент заставляет усомниться в их убежденности в собственной правоте:

Согласно ст.

Фонограмма как объект смежных прав

� ��� �������, ����� �������������� ����� �� ���������� ������� � ������ ����� (� ����������� � ������ ��������������� ������������ ����������), ��� ����� ����������� � �������� ���������� ����� ������� �����.

�� ��������� ����� �������� ��������������� ����� ���������� ��������� � ������������ ���������.

������� ��������, ��� ���������� ��������� � ������������ ��������� �� ������ �� ��������� ����� �������� ��������������� ����� �� ���, �� ����� � ������ ������ (�����������) ���������������, ���� ����������� ���������� ��� �� ������, ��� � �� ���������, ���� ����� �� ����������� �� ����� ����� ����������� ��� ��� ���������� ���������� �� ������������, ���� ����� �� ����������� �� ������ ����������, ���� ��� ���������� ���������� �� ���������� � ��� ���� ����� �� ��� �� ������, ��� ������������ � ������ ������� ���������� (��� ������������ ���� – ��� ���������� ���������������).

�������� �. 3 ��. 1282 �� ���������� � ������������ ��������� ���������������� ���������� ����� ���� ������������ ����� �����, ���� ������ �� ������������� �� ������������ ���� ������, ����������� ���������� �� � ���������� ����� (� ���������, �������, ��������� � ���� ��������).

  • 3) ��������� �� ������, �� ���� ��������� ���������� ��� ��������� �������� ����������� �� �������� �� ����� ��� ����������� � ������� ������, �������, ����������� ������� ��� ����������� ������� (� ��� ����� ����� ������������);
  • 4) ��������� ���������� �� ��������� �������� ����� �������, ��� ���� ����� �������� ������ � ���������� �� ������ ����� � � ����� ����� �� ������������ ������ (��������� �� ��������� ��������);
  • 5) ���������������, �� ���� ������������ ������ � ����� ���������� ���������� ��� ����� ����������.
  • Фонограмма как объект смежных правах

    При отсутствии доказательств иного базой данных, создание которой требует существенных затрат, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов).

    Никто не вправе извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование без разрешения правообладателя, кроме случаев, предусмотренных ГК. Под извлечением материалов понимается перенос всего содержания базы данных или существенной части составляющих ее материалов на другой информационный носитель с использованием любых технических средств и в любой форме.

    Срок действия смежных прав на базы данных составляет 15 лет.

    В п. 2 ст. 1335 ГК РФ также предусмотрено правило о возобновлении охраны каждый раз на такой же срок при каждом обновлении базы данных. Немаловажным будет отметить и тот факт, что некоторые базы данных (например, правовые) обновляются достаточно часто и в силу вышеуказанной нормы срок действия исключительного права изготовителя таких баз данных, по существу, неограничен.
    Данное положение о возобновлении срока охраны соответствует ст.

    Фонограмма как объект смежных правах рф

    Поэтому права на фонограмму будут признаваться по российскому праву, например, и в том случае, когда фонограмма была создана за пределами России постоянно проживающим в другой стране лицом, если оно сохранило российское гражданство.

    Во втором случае, напротив, национальная принадлежность изготовителя фонограммы не имеет значения. Важно только, где фонограмма обнародована или где ее экземпляры впервые публично распространялись.
    В зависимости от того, произошло это в России или за ее пределами, исключительное право на фонограмму действует или не действует на территории Российской Федерации. Поскольку в нормах ГК РФ, посвященных праву на фонограмму, нет специального определения обнародования фонограммы, следует использовать по аналогии (п.
    1 ст. 6 ГК РФ) определение, содержащееся в главе об авторском праве. Поэтому согласно пункту 1 статьи 1268 ГК РФ обнародованием фонограммы следует считать действие, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения любым способом.
    Это означает, что фонограмма будет признаваться обнародованной и в том случае, когда она лишь публично исполнена, но ее экземпляры не распространялись.

    Исполнение как объект права, смежного с авторским, возникает с момента окончания такого представления, во время представления происходит возникновение этого объекта. Если одно произведение представляется посредством живого исполнения несколько раз, то имеет место использование одного произведения и возникновение при каждом исполнении новых объектов смежного права.

    Каждое последующее исполнение одного и того же произведения исполнителем будет являться новым и самостоятельным объектом права, смежного с авторским, что означает, что каждому исполнению предоставляется самостоятельная охрана. Отсюда вытекает, что последующие исполнения охраняются и используются независимо от охраны и состояния прав на предыдущие исполнения.

    Кроме того, законодатель приравнивает к исполнению как объекту прав, смежных с авторскими, постановку спектакля, результат работы дирижера. Постановкой признается одна из форм исполнения. При этом следует подчеркнуть, что смежные права исполнителей начинают действовать, только если «живое» исполнение записывается либо передается по каналам эфирного или кабельного вещания.

  • 3) ����� �� ������ ���������� �� ��������� ��� �� �������������. ������ ����� ����� ��������� � ���������� � ������� ���� ����� ���������� ���� �� ����������� ������������ ����, ����������� ������������� ����������;
  • 4) ����� �� ������������� ����������, �� ���� �� ������������� ��������, ������� ������� ������ ���������� ��������� ��� ��������� �������� ����� �� �������������, ���������� ������, ���������� ����������, ��������� � ���� ��� �� ������ ���� ���� ��������. ��� ���� �������������� (�������� � ����) �������� ������ � ��������� ����������� ���������� � �������� ������������ � ����������, ����������� ��� �������������� �������� ������������ �������.
  • ������������ ���������� ������������ ���� ����� � ����������� ���� ������� ������������ � ���� ������������.

    ��� ���� ����� ������������ ���������� ���������� � ��������� ���������� �� ������� � �������� ��������� ���� � ���� ������������. ����� ������ ������� ���������������� ���� �� ����������� � ��������� ������������.

    �������� ������ ��.

    ����� ��������� �� �� (����. VII) ������� �������� �������������� ������� ����� �� ������������� ���� ������. ��� ���� ����������� ������ ����� �������� ���������� ������������� ��������� � �������������������� ���������� � ���������� ������������� ����������, ������������ ���������� ������ ��� ������. � �� �� ����� ���� ���� ������ ��� ��������� ������������, ���������� � �������������� �����, �������� �������� ��������� ���� � ���������� ������� ���������� �����.

    2. ������������ �����, ���������� � ���������, �������������� ����� �� �������� � ������������ ���������.

    ������������ ���������� ���������, ���������� �������������� ��� �������������� ������������� ������������, ������� ����� �� ���� ������������ � ������� � ������������ ��������� � ������������ �� ��. 1282 �� �� ���� ���������� � ������������ ��������� ���������� ��� ������������������� �� ������ ���������� �����. ����� ����, ����� �����-���� ������������, �������������� ������������ � ������������ �� ��. 1259 �� ��, ����� ���� �������� ����������������.

    • 3.

    “����������� ��������������� �����”. ��������������� ��������� ��� �����������, �.�. ����� ���������� �� ���������� �� ����������� ��� �������� ���������� ��������������� ����� �� ���������� � ��� ������� ��� ��������������. ����� ��������������� ����������� ��� ������� ������������ ���� �������. ��-������, �������� ��� ���������� ���������� ������ ���� ���������� ������������ � ������ ���������� ������������� ���������� ������ ����� �� �� ������������� (��. 1323 ��). ��-������, �������� ��� ���������� ���������� ������ ���� ������� � ����������� ������ �� ���������� ���������� ����� �� ������� ��� ����� ����������, �������� ���� ��� �������.

    ��������� ���������� ����������, �������������� � ������������ �����, �.�. � ����� ��������� ������������� ���������� �������, ����������� ��� ���������� ���������� ��������������� ����� �� ���������� � ���������� ��������������� ����� �� ��������������� � ���� ���������� ����������, �� � �������� �� ��������������. �� �� ����� ����������� � ��������� ��������� ��������� ���������� � ���� ��� �� ������.

    ���� � ������������� ���������� � �. 1 ��.

    Фонограмма как объект смежных прав. Исключительное право на фонограмму. Порядок осуществления исключительного права на фонограмму.

    Под фонограммой понимается любая исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков (например запись звуков природы или хора лягушек, где нет исполнителя и нет исполнения) либо их отображений.

    Важно отменить, что под фонограммой понимается не только запись звуков, но и их отображений.
    Отображение определяется как представление звуков в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305 ГК РФ).

    Согласно российскому законодательству, звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение (звуковая дорожка к фильму), не имеет правового статуса фонограммы).

    Исторически, фонограмма как объект смежного права, отделилась от права на исполнение, в результате появления звукозаписывающих компаний.

    «Фонограмма» означает любую исключительно звуковую запись звуков исполнения или других звуков.

    «Изготовитель фонограмм» означает гражданина или юр лицо, которое первым записывает звуки исполнения или другие звуки.

    Согласно данному постановлению, право изготовителя базы данных охраняется только в отношении базы данных, созданной или обнародованной после 31.12.2007.

    При отсутствии доказательств иного изготовителем базы данных признается гражданин или юридическое лицо, имя или наименование которых указано обычным образом на экземпляре базы данных и (или) его упаковке.

    Изготовителю базы данных принадлежат следующие смежные права:

    1)исключительное право изготовителя базы данных;

    2)право на указание на экземплярах базы данных и (или) их упаковках своего имени или наименования.

    Право извлекать из базы данных материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом составляет исключительное право изготовителя базы данных. Законодательно установлено, что такое право возникает только в том случае, если создание базы данных потребовало существенных финансовых, материальных, организационных или иных затрат.

  • 5) ���������������, �.�. ������������ ������ � ����� ���������� ���������� ��� ����� ����������.
  • ������ ��������� �����- ��� ������������ �� ����������� ��������, � ��� ����� ������ � ������ ���, ��������� ����������������, ����� ������, ����� ����� ������ �������� ��������� � ���������� ������������ � ������������ ����� ���������������� ��������, �������� ������������ ����� ����������� ������������� ������ ��� ����������� ��������� ��������� �����- ��� ������������ �� ��������� ��������.

    ������ ���������� ��� ����� ���������� �� ����������� ��������, � ��� ����� ������ � ������ ���, ����� ��������� ����������������, ����� ������, ����� ����� ������ �������� ��������� � ���������� ������������ � ������������ ����� ���������������� ��������, �������� ������������ ����� ����������� ������������� ������ ��� ����������� ��������� ���������� �� ��������� ��������.

    � ������� ���������������� �������� ��������� �����������, ������� � ������������ �� ��. 13 ��������� � ��������� �������� �������� ����� ��������������� ��������, � ��������� ����������� �������� �� ���������� �����[2], ��������������� ��� ������� ����� �����. �������� ��.

    ������� ����������� ������������ ���������� ������ ������������ ���� �����, � ������ ������� �������������� ����� �� ����������, � ����������� ���� ������� ������������, �.�. ���������������� ��������� ���� �� ��������������� ������������ (�����, ������ � �.�.) � ���� ������������. �������� ������������ ��������� ������� ���������� ���� ���� ��������, � ���������, ��������, ����������� ������������� ���������� � �������� ������������ � �������� ����������, �������������� ��� ������������ ���������.

    ��� ���� ����� ��� ��, ��� ����� �����������, ���������� � ��������� ���������� �� ������� � �������� ��������� ���� �� ����������� ������������ ����� ������������ ����������.

    ������ � ��� �������� � ������ ����� ������������ ���������� �� �������� �� ����������� ���������� � (���) �� �������� ������ ����� ��� ������������, � ����� ����� �� ������ ���������� �� ��������� ���������� �� �������.

    • 1) ��������� ����� “�” � ����������;
    • 2) ����� (������������) ���������� �������������� ������� ����;
    • 3) ���� ������� ������������� ����������.

    ��� �� ���� ������ “�” � ���������� ���������� �� ������ ���� ���������� ���� “performer” � “phonogram producer” � ����������� � ������������� ���������� ��������������.

    ���������� ����� ������ �� ������ ���������� �������� ����� ����������� ��� ������, ������ � ������ ��������� ������ ����� ���������� ������� �����������. ����� ����, ����� ����������� ���� ���������� � �����������, ���������� ���������� ��������� ��������� �� ������ ��������� �������������� ��������� �� ����������� ��������������� �� ��������� �� 29 ������� 1971 �., �� ������ ����� ��� ���������� ����� �������� ����� ����� ����������. ������� ��� � ���, ��� � ������������ � ������ ���������� ��������� ���������� ������������ �������������, ��� ������� �������������� ������ ��������� �������������� ���������. ���, ��� ����������� ����� ����������, ���������������� ����� �������, ��� �� �������� ������ ����� ��� ��� �������� ����� ������.