Максимальные размеры дачного участка
N 29-10 «О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга», закрепляющего минимальную площадь земельного участка для размещения дач и индивидуального жилого дома в размере 1200 кв. м. По мнению заявителей, эта норма, как ограничивающая право свободно владеть и пользоваться землей, не соответствует ст. 36 Конституции РФ.
В Определении от 24 сентября 2012 г. N 1598-О Конституционный Суд РФ указал, что в соответствии с Конституцией РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36), условия и порядок пользования землей определяются на основе федеральных законов (ч. 3 ст. 36), к числу которых относятся Земельный и Градостроительный кодексы РФ, предусматривающие соответственно в ст. ст.
Нормы предоставления земельных участков
В соответствии с пунктом 2 статьи 50 Земельного кодекса Республики Казахстан земельные участки предоставляются гражданам Республики Казахстан бесплатно в частную собственность в следующих размерах:
- для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности – 0,25 гектара на неорошаемых и 0,15 гектара на орошаемых землях;
- для индивидуального жилищного строительства – 0,10 гектара;
- для садоводства, а также дачного строительства – 0,12 гектара.
Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается.
При этом предельные (максимальные) размеры земельных участков, перечисленных выше, устанавливаются совместными решениями областных (городов республиканского значения и столицы) представительных и исполнительных органов в зависимости от местных условий и особенностей.
На какие случаи не распространяются нормы предоставления земельных участков?
Участки, находящиеся в частной собственности
Вышеуказанные нормы распространяются на случаи безвозмездного приобретения земли у государства.
Максимальные размеры дачного участка
В этом случае регламенты должны включать в себя требования к архитектурным решениям объектов капитального строительства, среди которых:
- требования к цветовому решению внешнего облика объекта капитального строительства;
- требования к строительным материалам, определяющим внешний облик объекта капитального строительства;
- требования к объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим и иным характеристикам объекта капитального строительства, влияющим на его внешний облик и (или) на композицию и силуэт застройки исторического поселения.
Конечно, степень детализации этих требований всецело зависит от количества и плотности размещения соответствующих объектов капитального строительства. Например, в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 17 июня 2016 г. N 361 «О включении города Дзержинска в Перечень исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Нижегородской области, утверждении предмета охраны, границы территории данного исторического поселения, требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах» градостроительными регламентами в границе территории исторического поселения г.
В соответствии с ней размеры земельных участков, предоставляемых для садоводства, огородничества и дачного строительства, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации с учетом норм предоставления земельных участков, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан отдельных категорий предельных норм предоставления земельных участков. До последнего времени отсутствовал федеральный закон, устанавливающий максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам бесплатно, как это предусмотрено подп. 1 п. 2 комментируемой статьи (Закон о разграничении государственной собственности на собственность Российской Федерации и субъектов Российской Федерации вступил в силу только 1 января 2002 г.). Поэтому действовали общие нормы, предусмотренные законодательством субъектов Российской Федерации.
Эти нормы зависят от наличия свободных площадей и размера так называемой средней земельной доли в регионе. В среднем эти нормы составляют 0,08 — 0,15 га. В Московской области действуют нормы, установленные решением Малого совета Мособлсовета народных депутатов от 16 декабря 1992 г.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации, гражданам, имеющим трех и более детей, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
3.
Закона о ЛПХ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством. Одновременно с этим п. 5 ст. 4 Закона о ЛПХ устанавливает правило, согласно которому максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га.
Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз.
Что касается норм предоставления (отвода) земельных участков для строительства линейных объектов, то в настоящее время в значительном числе случаев продолжают действовать утвержденные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства нормы отвода, а именно:
Ряд норм отвода утвержден в последние двадцать лет.
Минимальные площади земельных участков в Санкт-Петербурге
Размеры минимальных площадей регламентированы Законом Санкт-Петербурга «О минимальных размерах площади земельных участков, в отношении которых должен проводиться государственный кадастровый учёт» (№ 405- 53)
В соответствии с этим законом, для тех территорий Санкт-Петербурга, для которых:
- градостроительные регламенты
- временные регламенты застройки земельных участков
не введены, установлены минимальные размеры площади земельных участков, которые подлежат регистрации в органах кадастрового учёта:
- для ИЖС
- для размещения индивидуального жилого дома – ЗУ площадью 300 м2
- для ведения садоводства – 200 м2
- для ведения огородничества – 200 м2
- для размещения индивидуальных гаражей – 18 м2
- для размещения временных объектов мелкорозничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания без права возведения объектов недвижимого имущества – 5 м2
4.2.
Савельевой, правила землепользования и застройки являются основой градостроительного зонирования и определения правового режима земель населенных пунктов, поскольку в них устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и соответствующие ограничения их использования <1. ——————————— <1 Мельников Н.Н., Савельева Е.А. Значение правил землепользования и застройки и документов территориального планирования в регулировании правового режима земель населенных пунктов // Российская юстиция. 2013. N 6.
Так, в Правилах землепользования и застройки муниципального образования городской округ г.
Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10 декабря 2008 г. N 201, содержатся градостроительные регламенты, устанавливающие минимальные и максимальные размеры земельных участков в зависимости от вида территориальных зон.
К примеру, в ст.
Собственность на такую землю для членов семьи будет общедолевой (в равных долях для детей и родителей).
Участок под жилым домом, арендуемый многодетной семьёй, также можно оформить в собственность бесплатно.
Для этого в местную администрацию вместе с заявлением нужно предоставить документы:
- выписки из ЕГРН:
- о праве на жилой дом
- о праве (аренде) участка под домом
- правоустанавливающие документы на дом и участок:
- если права не зарегистрированы в ЕГРН
Выписки из ЕГРН заявители могут предоставлять по собственной инициативе. Даже если их не будет в приложении к заявлению, администрация получит их из госреестра самостоятельно (в порядке межведомственного взаимодействия).
Установленный срок оформления земли в собственность не должен превышать 6 месяцев, если только не выявится, что предоставленные заявителем документы е подтверждают его право на получение участка –тогда местные власти однозначно примут отрицательное решение.
4.
С этого же дня комментируемая статья пополняется новым правилом, согласно которому в случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
2. Как следует из ч. 2.1 комментируемой статьи, предельные требования и параметры могут быть расширены не только по решению составителей правил землепользования и застройки, но и в силу обстоятельств императивного характера. Законодатель указывает одно такое обстоятельство — расположение территориальной зоны в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
требования по предельным размерам и местоположению не предъявляются.
Они необходимы для размещения:
- объектов федеральных энергетических систем и объектов энергетических систем регионального значения
- объектов федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения
- линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий
- объектов электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения
- автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения
Процедура изъятия участков предусматривает дальнейшее изменение целевого назначения земель и установление градостроительных регламентов на основании:
- утверждённых актов о выборе ЗУ для строительства
- материалов предварительного согласования мест размещения объектов
- документов территориального планирования
- документов по планировке территории и землеустроительных материалов
2.3.
Матвеенко, правомерность подобного применения закона в нынешних условиях вызывает большие сомнения, поскольку в данном случае устанавливаются предельные размеры земельных участков лишь для определенной конкретной цели — предоставление земельных участков из находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан, что исключает их применение для иных, не связанных с предоставлением земельных участков целей.
Данные нормы направлены не только на защиту публичного интереса, выражающегося в нежелательности излишнего дробления (или наоборот чрезмерного укрупнения) земельных участков, препятствующего их рациональному использованию и охране, но также и на защиту частного интереса граждан от необоснованного занижения размеров предоставляемых им земельных участков <9. ——————————— <9 Матвеенко С.В. Пределы уточнения площади земельного участка // Кадастр недвижимости. 2009.
В случае, если в градостроительном регламенте применительно к определенной территориальной зоне не устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, и (или) предусмотренные пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, непосредственно в градостроительном регламенте применительно к этой территориальной зоне указывается, что такие предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению.
1.2. Наряду с указанными в пунктах 2 – 4 части 1 настоящей статьи предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительном регламенте могут быть установлены иные предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания.
2.1.