Наиболее ценным объектом охраняемым уголовным законом являются общественные отношения охраняющие
Criminal law is part of the Russian legal system and is an independent and fundamental branch of law. Criminal law differs in that it has its own specific tasks, subject and method of legal regulation.
The concept of criminal law can be used in several meanings: as a branch of law, as a branch of legislation, as a science.
As a branch of law, criminal law can be defined as a set of legal norms that contain common goals, principles, conditions, grounds for criminal liability, criminality and punishability of acts, types of punishments and other measures of criminal legal impact, the procedure for their application, exemption from criminal liability and punishment.
Keywords:criminal law, principle, functions, branches of law, criminal liability, criminality
Категория «уголовное право» имеет три самостоятельных смысловых значения: самостоятельная отрасль права, юридическая наука и учебная дисциплина.
Уголовное право как самостоятельная отрасль российского права представляет собой установленную государством систему правовых предписаний, определяющих понятие преступного деяния, основания уголовной ответственности, виды и признаки конкретных преступлений, наказания за их совершение, условия освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также регулирующих другие отношения, возникающие в связи с совершением общественно опасного деяния [2].
Предмет уголовного права как отрасли права образует совокупность общественных отношений, возникающих в связи с совершением лицом преступления. Основанием для возникновения этих отношений является юридический факт совершения лицом общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом Российской Федерации.
Нормы уголовно-исполнительного права призваны реализовать цели уголовного наказания: восстановить социальную справедливость, исправить осужденного, предотвратить совершение новых преступлений [1].
Целями уголовного права являются:
— защита прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств;
— обеспечение мира и безопасности человечества;
— предупреждение преступности.
Решение этих задач достигается путем закрепления в уголовном законодательстве оснований и принципов уголовной ответственности, а также отдельных составов преступлений [3].
Задача предупреждения преступности включает в себя общую и частную профилактику преступно противоправного поведения. Общее предупреждение обеспечивается наличием уголовно-правового запрета. Специальная профилактика достигается путем применения уголовных наказаний к лицам, совершившим преступления, а также принудительных мер медицинского характера [5].
Принцип или основа, начало, происхождение (латинское principium, греческое αρχή, буквально первый) — это постулат, утверждение, на основе которого создаются научные теории и законы, юридические документы, выбираются нормы поведения в обществе. Правовая система Российской Федерации, включая такую ее часть, как уголовное право, построена на основе принципов. Сформулировать принцип очень сложно, так как это самая общая категория, и в жизни всегда достаточно случаев, которые ее опровергают. Исходя из этого постулата, в данной статье мы проанализируем принципы, установленные уголовным законодательством, и выявим их слабые стороны.
Итак, Уголовный кодекс Российской Федерации, следуя Конституции, устанавливает в статьях 3–7 следующие основные принципы (хотя другие статьи дополняют этот перечень) уголовного законодательства Российской Федерации: Статья 3. Принцип законности Статья 4. Принцип равенства граждан перед законом Статья 5. Принцип вины Статья 6. Принцип справедливости Статья 7. Принцип гуманизма Первый из них — принцип законности был подробно рассмотрен в работе «Полупринцип уголовного права».
Давайте сосредоточимся на втором принципе — равенстве всех перед законом. Его универсальность уже изначально опровергается на самом высоком законодательном уровне. «Исключение из правила о равенстве всех перед законом и судом предусмотрено в самой Конституции Российской Федерации (статья 91.98, часть 2 статьи 122). В нем говорится о неприкосновенности Президента, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей. Неприкосновенность парламентариев, закрепленная в статье 98 Конституции Российской Федерации, а также судебный иммунитет, о котором говорится в статье 122, — необходимые исключения из принципа равенства всех перед законом и судом. Они выходят за рамки личной неприкосновенности и не являются личной привилегией, а призваны служить общественным интересам».
Доказательства его уязвимости также можно найти в уголовном законодательстве. Анализ статей 57, 58 и 59 Уголовного кодекса показывает нам, что принцип гендерного равенства при назначении наказания не работает: «Пожизненное лишение свободы не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступления в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим возраста шестьдесят пять к тому времени, когда суд вынесет приговор».
Третий принцип — это принцип вины: постулирование запрета объективного вменения. «Без умысла или неосторожности объективно вредное поведение человека оказывается сродни действиям природных сил или агрессии животных. Минуя осознание вины человека, внешние силы становятся определяющими факторами ущерба. Невинное причинение вреда в уголовном праве называется «случаем» или «инцидентом». Вина включена в основу уголовной ответственности как обязательная подсистема таковой».
Четвертый принцип — это принцип справедливости. «Принцип справедливости — это своего рода эталон соразмерности, соответствия норм уголовного права нормам морали и общественным интересам. Именно поэтому норма уголовного права, которая в силу каких-либо обстоятельств не отвечает справедливости, должна быть изменена или отменена».
Любой принцип в праве, включая уголовное право, как наиболее всеобъемлющее понятие, является очень сложным институтом и уязвимым с точки зрения формальной логики и правоприменения. Формулирование принципов — очень сложная теоретическая задача, но и без них невозможно обойтись. И Уголовный кодекс, как самый строгий закон о санкциях, должен их соблюдать.
Правовая структура задач уголовного права, урегулированных статьей 2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в современных условиях была правильно понята обществом и властями, была должным образом доктринально разработана и могла оптимизировать уголовную политику, законотворческую и правоприменительную практику, опираясь при этом на поддержку общества. Только таким образом уголовное право как специфическая система норм может реально решать следующие задачи:
а) специфический, свойственный ему, не вводимый в компетенцию других отраслей права;
б) достаточно конкретные, поддающиеся проверке и обладающие управленческим потенциалом;
в) только необходимые, которые являются «последним аргументом» законодателя [1].
Это означает, что уголовная политика, как бы ни определять ее содержание, как бы ни оценивать влияющие на нее факторы, должна основываться на понимании задач уголовного права, адекватном наполнении их правовым и социальным содержанием. В то же время задачи уголовного права в определенной части — но никогда полностью — адаптируются к проводимой в обществе уголовной политике. Поскольку задачи уголовного права реализуются в рамках уголовно-правовой политики, целесообразно в первую очередь отметить следующее: борьба с преступностью требует установления жесткого общественного контроля со стороны государства, создания специальных государственных структур, использования государственной власти, определения четкой государственной политики.
Являясь неотъемлемой частью внутренней политики государства, политика борьбы с преступностью характеризуется совокупностью фундаментальных научно обоснованных идей и положений об исходных положениях, стратегических направлениях, путях и средствах преодоления преступных посягательств, которыми руководствуются государственные и общественные органы в своей практической деятельности. Его основой является преступная деятельность, которая включает в себя принципы и направления, формы и методы борьбы с преступностью, научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей, основанный на уголовном праве.
Таким образом, задачи уголовного права реализуются через уголовную политику. Даже ученые советского периода указывали, что уголовная политика — это сложное социальное явление, кроме того, следует учитывать, что «предмет уголовной политики, ее основное содержание — борьба с преступностью — определяет некоторые особенности ее реализации». Уголовная политика на современном этапе имеет много проблем, характеризующихся реализацией уголовной политики и в настоящее время получивших солидную научную разработку, представляется целесообразным затронуть только один аспект, касающийся форм, в которых происходит процесс реализации уголовной политики. Исследования свидетельствуют о том, что уже в первой четверти XX века предпринимались попытки определить предмет, метод, цели, задачи и другие основные положения теории советской уголовной политики.
Справедливые заявления ученых относительно построения оптимальной модели развития уголовно-правовой политики, которая включает в себя создание Доктрины современного уголовного права, разработку на ее основе Концепции Уголовно-правовой политики, а также разработку и принятие нового Уголовного кодекса Российской Федерации Федерации, это возможно реализовать только после определения ключевых категорий в рассматриваемой области. Представляется традиционным, что отсутствие закрепленного на законодательном уровне определения «уголовной политики» сопровождается доктринальным плюрализмом в отношении понимания этого термина. Нам представляется, что уголовную политику следует понимать как стратегическую деятельность государства по борьбе с преступностью в целях защиты прав и свобод личности.
Вышеизложенное позволяет нам констатировать:
— во-первых, наличие плюрализма мнений относительно составляющих уголовной политики, а также названий этих элементов («компоненты единой уголовной политики», «направления» и т. д.);
— во-вторых, господствующая точка зрения, согласно которой уголовная политика включает в себя уголовное право, уголовный процесс, уголовно-исполнительную и превентивную, дополняется тезисами о том, что в состав уголовной политики также необходимо включить административное право, уголовное расследование (оперативно-розыскное), преступную организацию и т. д.;
— в-третьих, отсутствие терминологического единства: уголовную политику можно назвать пенитенциарной или уголовно-исполнительной, криминологическую политику — превентивной.
Уголовно-правовую политику следует понимать как деятельность государственных органов по нормативному определению концептуальных основ борьбы с преступностью путем закрепления соответствующих мер воздействия за совершение антиобщественных деяний. Уголовная политика, как бы ни определять ее содержание, как бы ни оценивать влияющие на нее факторы, должна, в любом случае, основываться на понимании задач уголовного права, адекватном наполнении их правовым и социальным содержанием. В то же время задачи уголовного права в определенной части — но никогда полностью — адаптируются к проводимой в обществе уголовной политике. В советском законодательстве такая цель наказания не была предусмотрена, поэтому после вступления в силу Уголовного кодекса Российской Федерации в рамках юридической литературы возникли споры относительно этой цели.
Литература:
- Безрядин В. И., Кондрат И. Н. О некоторых проблемах реализации принципов в уголовном судопроизводстве // Правовое поле современной экономики. — 2019. — № 11. — С. 154–162.
- Бидова Б. Б. Соотношение принципов уголовного законодательства и уголовно-правовой политики // Молодой ученый. — 2021. — № 10. — С. 423–425.
- Быстрыкин А. И. Уголовное право России: Практический курс / Бастрыкин А.И и Наумов А. В. — 3-е изд. — М.: Издательский центр «Волтерс Клувер», 2022. — 808 с.
- Грачева Ю. В., Есаков Г. А., Князькина А. К. [и др.]. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) (под ред. Г. А. Есакова). — 3-е изд., перераб. и доп. — «Проспект», 2022. — 704с.
- Денисова А. В. Функции уголовного права в российской правовой системе / Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 2 (33). С. 40–45.