Ответственность за разглашение государственной тайны кратко
При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей, ввиду того что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.
При отграничении разглашения сведений, составляющих государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны основные отличительные признаки состоят в следующем: а) адресатом получения сведений при разглашении, в отличие от выдачи, является не только иностранное государство, иностранная или международная организация или их представители, но и иные третьи лица; б) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго определенной направленности умысла виновного – причинить ущерб безопасности России.
В отличие от шпионажа в форме передачи сведений, составляющих государственную тайну, разглашение государственной тайны может быть совершено только специальным субъектом – лицом, официально и на законных основаниях допущенным к соответствующим сведениям.
Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст.
Государственную тайну можно трактовать как особые сведения, содержащие информацию, обладать которой может лишь определенный и достаточно узкий круг лиц. При этом перечень сведений, составляющих гостайну, защищается деятельностью правоохранительных органов.
Разглашение секретных сведений и государственной тайны с точки зрения УК РФ
Уголовную ответственность за данное преступление устанавливает статья 283 действующего УК РФ.
Наказание будет правомерно в том случае, если данное нарушение содержало в себе следующие условия:
- придание сведений разглашению, путем осуществления определенных действий, либо наоборот – намеренному проявлению бездействия;
- наступление соответствующих последствий после того, как процедура разглашения была проведена. Эти последствия должны быть выражены в том, что теперь сведения стали известны совершенно посторонним лицами, у которых не имеется полномочий на владение подобной информацией;
- наличие явной связи между ранее произведенными действиями и наступлением негативных последствий.
Эти полномочия лежат как на генеральном прокуроре, так и на подчиненных ему прокурорах.
Допуск к гостайне
Оформление доступа к гостайне зависит от уровня ее секретности. Так, законодательно утверждено три формы доступа ─ к информации особой важности, к совершенно секретным и секретным данным.
Что касается претендентов на такой доступ, то в их перечень входят все граждане, работающие в соответствующих ведомствах или на предприятиях, деятельность которых так или иначе связана с засекреченной информацией. Например, оборонные предприятия, НИИ по разработке специализированных данных, особые войска, ФСБ, некоторые должности учреждений, связанные с внешнеполитической деятельностью и т.д.
В основном, допуск к гостайне требуется для сотрудников руководящего звена.
Согласно п. 3 ст.
Все указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка. Именно наличие специально оформленного допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются ключевыми признаками субъекта анализируемого преступления.
Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну. Гражданство лица не является обязательным признаком субъекта преступления.
—–
<1 СЗ РФ.
2010. N 3. Ст. 300.
Если разглашение сведений, составляющих государственную тайну, совершают иные лица, не отвечающие требованиям специального субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном ст. 283 УК РФ.
Законом предусмотрен квалифицированный состав разглашения государственной тайны – разглашение, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия (ч. 2 ст. 283 УК РФ).
К ним относятся:
- Попадание сведений, составляющих государственную тайну, в руки разведывательных иностранных организаций.
- Срыв важнейших запланированных государственных операций, осуществление которых стало невозможным по причине утечки и разглашения информации.
- Прерывание действующих разработок и государственных учений.
- Срыв иных операций, включая военный, который стал результатом неправомерных действий лица, придавшего тайну огласке.
Все вышеперечисленные последствия будут приравнены к особым отягчающим обстоятельствам, а, следовательно, повлияют на тяжесть установленного наказания.
Разглашение секретной государственной тайны может повлечь за собой следующие виды наказания:
- предварительный арест виновного лица на срок, не более 6 месяцев с момента его задержания;
- тюремное заключение, максимальная продолжительность которого может составлять 4 года.
ФЗ № 432, доступ к засекреченным данным, оформленный до 1 февраля 2024 года, действует до окончания срока его действия, если не появится оснований для его аннулирования.
Образец приказа на оформление допуска:
Порядок оформления доступа
Порядок получения допуска к гостайне подразумевает выполнение следующих шагов:
- Заполнение гражданином анкеты унифицированного формата вручную с приложение фотографии.
- Проверка человека органами безопасности, включая ФСБ.
- Ознакомление гражданина с его обязанностями, правами и социальными гарантиями, связанными с работой с государственной тайной. После этой процедуры гражданин должен заполнить соответствующую подписку по утвержденной форме.
- Определение уполномоченным лицом и межведомственной комиссией целесообразности предоставления допуска этому лицу.
- Принятие решения на основании изложенной информации.
Разрешение на доступ отражается в специальной карточке.
Этот же алгоритм действует при переоформлении доступа. Если гражданин уже работает в организации, то для него разрешение оформляют в виде дополнительного соглашение к трудовому договору.
Указанные сведения могут стать достоянием третьих лиц только при условии их рассекречивания либо в случаях, специально предусмотренных законодательством (например, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, связанном с государственной тайной, или в ситуации передачи сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам и т.д.).
При совершении преступления умышленно лицо сознает недопустимость разглашения сведений, составляющих государственную тайну, другим лицам, предвидит, что в результате его деяний сведения станут доступны этим лицам, желает либо сознательно допускает наступление этих последствий (например, виновный похваляется своей осведомленностью перед знакомыми или обсуждает сведения, составляющие государственную тайну, со своим коллегой в общественном месте). При неосторожном разглашении государственной тайны виновный не предвидит, что в результате его деяний государственная тайна может стать достоянием третьих лиц, хотя должен был и мог это предвидеть, либо предвидит наступление последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (например, виновный использует уязвимый шифр при передаче секретных сведений или по невнимательности высылает секретные сведения в адрес посторонних лиц).
Субъект анализируемого преступления специальный – физическое вменяемое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
То есть, преступники умышленно и намеренно по заданию иностранных разведок или по собственной инициативе собирают и передают засекреченные сведения РФ иностранному государству или организации.
Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны наступает, если факт утечки секретной информации подтверждён, однако нет составов преступлений, предусмотренных двумя предыдущими статьями. Обязательный признак: лицо имело допуск к гостайне в силу служебных, рабочих или учебных обязанностей либо на иных законных основаниях, то есть получило секретные сведения законным путём.
В этом составе неважно, кому переданы секретные сведения — важен сам факт распространения секретных данных.
Однако в каждом конкретном случае важно разграничивать состав разглашения со шпионажем и государственной изменой, особенно если разглашение было умышленным. Действия квалифицируются по ст. 283 УК РФ, если человек не предполагал и не мог предполагать передачи именно иностранному лицу или организации, однако понимал, что сообщает секретные данные постороннему лицу, не имеющему соответствующего допуска к гостайне.
ФЗ № 114, основанием являются экстренные ситуации:
- немедленное лечение самого гражданина или его близкого родственника, которое можно осуществить только за рубежом;
- угроза жизни либо здоровью гражданина или его близкого родственника;
- смерть близкого родственника, находящегося за пределами РФ, которого может забрать только этот человек;
- необходимость личного присутствия при оформлении юридических документов.
Для оформления выезда по указанным причинам потребуется российский внутренний, дипломатический, служебный паспорт. Непосредственный алгоритм зависит от конкретной причины, так как по «медицинскому» основанию нужно собрать несколько документов из медучреждений, в том числе заключение ВК, и т.д.
А если выехать должен военнослужащий, то потребуется разрешение командования.
Самовольный выезд за границу лица, имеющего доступ к засекреченным данным, наказывается в соответствии со ст.
Далее межведомственная комиссия рассчитает экономические риски, которые могут возникнуть вследствие засекречивания информации. И если решение будет обоснованным, то на данные и граждан, которые получат доступ к гостайне, наложат ограничения и запреты.
Порядок засекречивания
Сведения получат статус государственной тайны только после проведения ряда процедур. Изначально нужно определить отрасль, к которой они относятся. Затем исходя из этого, право на засекречивание перекладывают на уполномоченных лиц из подведомственных учреждений. Уполномоченными являются лица, занимающие высокоранговые должности, и сотрудники руководящего звена, которые несут полную ответственность за принятые решения.
Само разглашение может иметь форму как активных действий (сообщение в доверительной беседе; демонстрирование документов, схем, устройств и т.п.; открытый доклад или лекция; публикация в средствах массовой информации или печатных изданиях и др.), так и бездействия (непринятие мер для засекречивания перевозки соответствующих материалов; допущение посторонних к ознакомлению с секретными сведениями и т.д.). Способ разглашения может быть любым: устно, письменно, с использованием средств массовой информации и т.д.
Диспозицию анализируемой статьи можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативным актам, регламентирующим порядок оборота сведений, составляющих государственную тайну (для установления факта незаконности ознакомления с соответствующей информацией посторонних лиц), а также к предписаниям ст. ст. 275 и 276 УК РФ (для установления отсутствия признаков государственной измены или шпионажа).
Общее правило обращения с информацией, содержащей государственную тайну, состоит в том, что запрещаются любая форма разглашения и любые действия, способные привести к разглашению сведений, составляющих государственную тайну.
Указанный признак относится к числу оценочных. Его содержание подлежит установлению в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела: содержание сведений, их значимость, характеристика адресата и т.д. В качестве тяжких последствий можно рассматривать срыв государственных мероприятий, необходимость передислокации режимного объекта, провал агентурной разведывательной сети и т.д. <1.
—–
<1
В оценке последствий разглашения государственной тайны важную роль должны сыграть соответствующие указания Правительства РФ. Как следует из п. 3 ст. 4 Закона “О государственной тайне”, именно Правительство РФ должно устанавливать порядок определения размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, т.е.
определить методики, согласно которым можно будет рассчитывать размер ущерба. Соответствующего документа на сегодняшний день нет.
С субъективной стороны преступление в квалифицированном составе разглашения государственной тайны характеризуется либо в целом как неосторожное, либо как преступление с двумя формами вины.
Порядок сертификации:
- Подача заявки в орган сертификации.
- Принятие органом решения о проведении сертификации.
- Сертификационная экспертиза.
- Оформление результатов экспертизы.
- Выдача или письменный отказ в сертификации изделия.
- Предоставление дубликата сертификата.
- Маркировка средства защиты.
Срок действия сертификата составляет тот период, который был заявлен в запросе. Когда этот период заканчивается, заявитель вправе заявить о пролонгации.
При этом для единичного образца срок не устанавливают.
В соответствии с п. 8 ст. 21 ФЗ № 5485-1, одной из функций защиты гостайны является порядок заключения трудового договора с гражданином, претендующим на доступ к ней. Так, предприятие не вправе подписывать контракт пока не закончит проверку в отношении будущего сотрудника.
Контроль защиты
Контролировать соблюдение правил защиты данных необходимо на государственном уровне. Таким образом, эти полномочия лежат на президенте РФ, Аппарате Правительства, и вышестоящих уполномоченных органах.
Понятие налоговой тайны является относительно новым для отечественного законодательства, оно действует менее 20 лет, поэтому не все тонкости достаточно разъяснены и понятны бизнесменам.
Постараемся разъяснить, какие сведения можно отнести к налоговой тайне, для кого они могут быть важны, кто имеет к ним доступ и как именно ее охраняет закон.
Налоговая тайна и отечественный закон
Налоговый кодекс, вступивший в действие в 1999 году, впервые предусмотрел и понятие налоговой тайны – в ст. 102. В ней дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций:
- налоговым;
- таможенным;
- следственным;
- правоохранительным;
- внебюджетным фондам.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для соблюдения налоговой тайны не имеет значения, кто именно выступает в статусе налогоплательщика – рядовой гражданин, организация, индивидуальный предприниматель.