Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Информация - Процедура проведения слияния бюджетных учреждений

Процедура проведения слияния бюджетных учреждений


Таким образом, присоединяемая некоммерческая организация исключается из государственного реестра юридических лиц, а сведения о бюджетном учреждении, которое осталось функционировать после реорганизации, вносятся в ЕГРЮЛ.

Форма передаточного акта при присоединении бюджетных организаций

Скачать форму передаточного акта

Образец передаточного акта при реорганизации в форме слияния бюджетных организаций

Скачать пример передаточного акта

У вас есть вопросы? Напишите нам

Орлова О. Е., эксперт журнала

Журнал «Руководитель бюджетной организации» № 3/2019

В связи с оптимизацией бюджетных расходов получила распространение практика реорганизации государственных и муниципальных учреждений. Это довольно сложная и длительная процедура, которая чревата осложнениями. Несмотря на то, что реорганизация учреждения проходит под контролем и в порядке, установленном учредителем, основная работа идет на уровне учреждения.


Имущество казенного учреждения также принадлежит ему на праве оперативного управления.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. Бюджетное учреждение вправе при выполнении государственного (муниципального) задания дополнительно использовать средства, полученные из иных предусмотренных законодательством РФ источников.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные (от основных) виды деятельности, предусмотренные его учредительным документом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано. Финансовое обеспечение такой деятельности бюджетного учреждения осуществляется за счет доходов от этой деятельности и иных не запрещенных федеральными законами источников.

Законом были внесены изменения в БК в части определения правового положения казенных учреждений как субъектов бюджетных правоотношений и исключены нормы о бюджетных учреждениях.

Процедура проведения слияния бюджетных учреждений

Что такое реорганизация бюджетных организаций?

В целях оптимизации бюджетных затрат на федеральном, региональном и местном уровнях исполнительными органами государственной власти принимается решение об изменении структуры и деятельности бюджетных учреждений.

Реорганизация таких некоммерческих организаций (далее – НКО) заключается в прекращении существования государственных и муниципальных учреждений с одновременным образованием новых юридических лиц, к которым в порядке правопреемства переходят права и обязанности. Этот процесс урегулирован ГК РФ, а законодательством РФ «О некоммерческих организациях».

Осуществить реорганизацию некоммерческой организации можно посредством пяти форм − присоединение, слияние и разделение, выделение и присоединение, которые предусмотрены ст. 57 ГК РФ.

Срок подачи уведомления по форме № Р12003 отсчитывается с момента принятия решения, но он не должен быть более 3 рабочих дней.

  • Регистратор не позднее 3-х дней вносит в ЕГРЮЛ информацию о том, что НКО претерпевает изменения.
  • Подготавливается договор о присоединении.
  • О процедуре присоединения бюджетного учреждения уведомляются кредиторы, которые вправе настаивать на досрочном выполнении обязательств или переоформлении договора.
  • В специальном печатном издании − «Вестник государственной регистрации», с периодичностью 1 раз в месяц размещаются 2 публикации с уведомлением о проводимой процедуре реорганизации путем присоединения, описанием условий и порядка заявления кредиторами своих притязаний.
  • Проводится инвентаризация передаваемых активов и обязательств.
  • В соответствии со статьями74-75 ТК РФ уведомляются работники учреждения лично или путем отправления заказного письма не позднее 2-х месяцев до начала реорганизации. Вносятся изменения в документы сотрудников (личные карточки, трудовые договоры и книжки).
  • Составляется передаточный акт.
    • наименования учреждений, участвующих в процессе реорганизации, с указанием их типов;

    • форму реорганизации;

    • наименование учреждения (учреждений) после завершения реорганизации;

    • основание для принятия решения о реорганизации БУ;

    • дату, на которую проводится реорганизация БУ;

    • срок проведения реорганизационных мероприятий;

    • сведения о создании органа (комиссии), уполномоченного учредителем на реорганизацию с назначением председателя органа (комиссии) при реорганизации БУ;

    • источник финансирования расходов, связанных с проведением реорганизации;

    • перечень органов исполнительной власти или учреждений, которым передаются активы и обязательства реорганизуемого БУ.

    При необходимости в указанных решениях отражаются вопросы, связанные с передачей имущества (Письмо Минфина РФ от 16.06.2003 № 03-01-01/08-176).

    Уведомление о реорганизации.

    Решения учредителей также обычно дублируют нормы законодательства (но с детализацией) – указывается, какие действия и в какой срок надо произвести реорганизуемым учреждениям. В силу ст.

    Осуществить это мероприятие нужно на протяжении 5 дней со времени принятия решения (ст.13.1 Закона № 129-ФЗ);

  • внебюджетные фонды, включая ПФР, ФОМС и ФСС о реорганизации уведомляются в течение трех дней;
  • работники уведомляются в письменном виде и под роспись за 60 дней до начала реорганизационного процесса и сокращения штата. Тем, кто хочет остаться впоследствии, вносят запись о переводе в другую организацию в трудовые книжки (ст. 75 ТК РФ). При этом сотрудники имеют право на увольнение в связи с реорганизацией учреждения по собственной воле.
  • Формирование бухгалтерской отчетности

    Оформление бухучета ликвидируемой организации проводится с использованием форм годовой отчетности, но составляется на дату окончательной ликвидации структуры.
    Инвентаризационная комиссия должна провести полную проверку активов предприятия. В итоговой отчетности следует указать сведения про правопреемников юрлица и точно определить список имущества, который переходит к вновь возникшей структуре. Новое юридическое лицо должно принять все активы, которые к ней переходят.
    Для этого бухгалтер оформляет передаточный акт, в котором отмечаются все позиции.

    В орган государственной регистрации (Министерство юстиций РФ) подаются документы для регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации.

    Получить консультацию

    Порядок реорганизации бюджетного учреждения в форме присоединения

    1. Правительство РФ или высшим исполнительным органом государственной власти принимается решение о реорганизации путем присоединения. Составляются проекты решений о присоединении федеральными органами исполнительной власти, которые координируют, а также регулируют деятельность некоммерческой организации в соответствующей отрасли.
    2. Уведомляется Минюст о реорганизации.

    Форма реорганизации

    Момент, с которого реорганизация считается завершенной

    Слияние

    Государственная регистрация вновь возникшего учреждения

    Разделение

    Выделение

    Преобразование

    Присоединение

    Внесение в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенной организации

    * * *

    В заключение рекомендуем руководителям БУ при подготовке к проведению реорганизации:

    • изучить федеральное и иное законодательство (в соответствии с подведомственностью), регулирующее вопросы реорганизации;

    • перенять положительный опыт учреждений, прошедших через реорганизационные мероприятия;

    • провести мониторинг судебной практики, чтобы не допустить признания решения о реорганизации недействительным;

    • по возможности снизить число дебиторов и кредиторов, урегулировать спорные задолженности.

    Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

    Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утв.

    ������������ ������������ ���������� ������ �� ���������� ������ �� �������� �������, ���������� �����, �������� ����� ��� ������������� ���� � ���� ������������� ��������� ����������, �������������� �����������, � ��������� ������� ������ ��� ������������� � �������������� �����;

    � ������ ��������� ������� ��������� ������������ ������������ � ������� ���� ������� ���� � �������������� ����� ���������, ���������� ������-�������� ���������� ������� �� �������� �������, ���������� �����, �������� ����� ��� ������������� ���� � ���� ������������� ��������� ����������;

    ������������ � ������� ���� ������� ���� �� ������� ��������������� ������ �������������� ��������, ����������� ��� ���������� ���������� ������;

    ���������� �������� � ����� �������������� � �������������� ���� ���������� ��� ��������� � ������ �������� (��������) �� ���������� ���������� ������.

    НК РФ);

  • документ, удостоверяющий представление в местный орган Пенсионного фонда информации.
  • Государственная регистрация производится в срок не более, чем пять рабочих дней с момента представления документов.

    Сроки

    Законодатель не устанавливает точных временных рамок проведения процесса реорганизации по той или прочей форме. Однако сроки устанавливаются во время принятия решения и отражаются в протоколе, их и требуется соблюдать.

    Последствия реорганизации учреждения

    Последствия реорганизации учреждения — это серьезные шаги правового характера, происходящие после преобразования некоммерческой организации. При слиянии завершается деятельность прежних предприятий после внесения информации в госреестр ЕГРЮЛ, а вновь возникшее юридическое лицо начинает свою деятельность с момента госрегистрации.

    Аналогичным способом осуществляется процедура и при других типах смены организационно-правовой формы, кроме выделения, при котором функционирование прежней организации не заканчивается, а лишь создается новая компания, продолжающая работу после регистрации.

    Процесс реорганизации бюджетных и казенных организаций фактически полностью повторяет подобный процесс на уровне коммерческой компании. К числу отличительных черт относят принятие решения со стороны государственных и местных органов власти, а также его утверждение Правительством РФ. Смена формы деятельности некоммерческих предприятий дает возможность повысить эффективность работы госструктур по предоставлению услуг гражданам России и реализации функций органов и бюджетных программ.

    Проконсультироваться по вопросу осуществления реорганизации учреждения, уяснить спорные моменты этого процесса или получить консультацию в составлении требуемых документов можно у профессионалов на нашем портале.

    Начало действия редакции – с отчетности за 2018 год (Приказ Минфина РФ от 30.11.2018 № 243н).

    Порядок открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства, утв. Приказом Федерального казначейства от 17.10.2016 № 21н.

    Дополнительно см. Письмо Минфина РФ № 09-07-08/26557, Федерального казначейства № 07-04-05/05-392 от 28.04.2017.

    Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2010 по делу № А75-5785/2009.

    Виды реорганизации

    Реорганизация возможна для разных видов учреждений: муниципального, образовательного, дошкольного, автономного и т.д.

    Согласно положениям ГК РФ, она осуществляется путем:

    • присоединения;
    • разделения;
    • выделения;
    • преобразования;
    • слияния.

    Реорганизация бюджетного (медицинского, дошкольного учреждения и т. д.) в форме присоединения подразумевает ликвидацию этой организации как юрлица, но фактическое существование детского сада, школы, больницы либо другой компании не прекращается. Все активы, обязанности и права к той организации, с которой оно объединяется.

    В нем прописывается переход всех обязательств в ходе реорганизации относительно всех должников и кредиторов, в том числе оспариваемые сторонами обязательства.

  • Подготавливается заявление о внесении записи о прекращении хозяйственной деятельности присоединенного юридического лица по форме № Р16003 (необходимо 2 экземпляра для подачи в орган регистрации).
  • Обращение в Министерство юстиций РФ в целях регистрации реорганизованного бюджетного учреждения. Процедура считается завершенной внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
  • Как происходит объединение бюджетных учреждений путем присоединения?

    В результате реорганизации присоединенное учреждение перестает функционировать, а все свои права и обязанности оно передает присоединенному юрлицу.

    О том, в каких формах осуществляется реорганизация учреждения, какими действиями сопровождается и какими документами подтверждается – далее в статье.

    Формы реорганизации БУ.

    Бюджетное учреждение как юридическое лицо по решению учредителя может быть подвергнуто реорганизации. Она проводится в порядке, установленном ГК РФ, Законом об НКО и иными нормативными актами. Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.
    Реорганизация бюджетного учреждения может быть осуществлена в форме его слияния, присоединения, разделения или выделения (п. 8 Порядка № 539).

    Существуют два вида правопреемства при реорганизации: универсальное и сингулярное. При универсальном правопреемстве от реорганизуемого учреждения правопреемнику достаются все права и обязанности в совокупности.