Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Информация - Срок давности нарушений при проверке по 44 фз

Срок давности нарушений при проверке по 44 фз


срок давности нарушений при проверке по 44 фз

Прокуратура проверяет заказчиков для выявления нарушений в закупочной деятельности. В ходе проверки по 44-ФЗ или 223-ФЗ проверяют все действия заказчиков — от планирования закупки до исполнения контракта. За нарушения, выявленные на любом из этапов, заказчика могут привлечь к ответственности.Навигация

  1. Коротко о главном: 5 пунктов
  2. Основания для прокурорского контроля
  3. Подготовка к контрольным мероприятиям
  4. Проведение контрольных мероприятий
  5. Оформление результатов контроля
  6. Обжалование итогов

Основания для прокурорского контроля

В Федеральном законе № 2202-1 указано, кто расследует преступления по факту нарушения законодательства в сфере закупок товара, работы или услуги — прокуратура (ст. 1 закона № 2202-1 от 17.01.1992). Прокуратура — это орган власти, призванный следить за соблюдением Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России. В их число входят Федеральный закон о контрактной системе 44-ФЗ и Федеральный закон о закупках отдельных видов юридических лиц 223-ФЗ.

Статья 5 Федерального закона 182-ФЗ включает прокуратуру в число органов, вовлеченных в профилактику правонарушений, а ч. 2 ст.


Иногда, при причинении ущерба в результате ненадлежащего выполнения обязанностей, лицо может быть обязано возместить причиненные убытки.

Важно отметить, что конкретные санкции и меры ответственности зависят от обстоятельств дела, включая характер нарушения и его последствия.

Срок давности нарушений при проверке по 44 фз

  • Проверять законность закупок во время проверок соблюдения бюджетного законодательства.
  • Обеспечить действенный надзор за исполнением законодательства при размещении в ЕИС обязательных сведений, формировании аукционной, конкурсной документации, определении поставщиков, подрядчиков, исполнителей, заключении госконтрактов и допсоглашений к ним.
  • Пресекать закупки товаров, работ, услуг с избыточными потребительскими свойствами и предметов роскоши.
  • Устанавливать схемы кооперации при выполнении госконтрактов.
  • Выявлять среди контрагентов организации, которые не имеют необходимой матбазы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирмы-однодневки и номинальные фирмы-посредники, аффилированные с заказчиком юрлиц и физлиц.
  • В таком случае в претензии должен содержаться расчет. К документу прилагаются бумаги, на базе которых предъявляются требования. Если точно понятно, что у исполнителя есть документы (к примеру, контракт), высылать их дополнительно не требуется.

    Односторонний отказ поставщика от исполнения контракта

    Без уважительной причины отказаться от исполнения нельзя (основание – статья 95 ФЗ №44).
    В частности, должны соблюдаться эти условия:

    • Право на отказ содержится в контракте.
    • Имеются обстоятельства, при которых можно отказаться.

    Рассмотрим эти обстоятельства:

    • Получена продукция ненадлежащего качества.
    • Бракованный или испорченный товар не заменен в установленные сроки.
    • Исполнитель несколько раз нарушал сроки поставки.
    • Заказчик не исполняет все условия контракта.

    Эти обстоятельства оговорены в статье 523 ГК. Если требуется совершить отказ, исполнителю нужно направлять не претензию, но соответствующее решение. Отправляется оно в течение 3 суток после принятия решения.

  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.
  • Проводимый мониторинг позволяет своевременно выявлять правонарушения в закупочной деятельности и реагировать на них.

    Проверки бывают:

    • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
    • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

    В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

    • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
    • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.

    Подготовка к контрольным мероприятиям

    Государственные закупки — это процесс, которому обеспечена значительная степень открытости благодаря информационным системам. Заказчикам следует готовиться к возможным контрольным действиям.

    Если же ничего в контракте об этом не сказано, можно воспользоваться тем методом, который позволит подтвердить направление заявки.

    ВАЖНО! Если недостатки обнаружены при приемке итогов исполнения контракта, они подтверждаются заключением эксперта.

    Особенности оформления претензии

    В претензии, подаваемой на основании ФЗ №44, прописываются такие данные:

    • О сторонах контракта: название, адрес.
    • Номер и дата контракта.
    • Причины предъявления претензии.
    • Доказательства нарушений при исполнении договора.
    • Основание для наложения ответственности на поставщика.
    • Требование заказчика. К примеру, это может быть устранение правонарушения, выплата неустойки.
    • Сроки, в которые можно будет добровольно исполнить поставленные требования.

    Важно внимательно отнестись к формированию требований. Они должны быть конкретными и базирующимися на действительных нарушениях.

    Заказчик может указать меру ответственности, которую он хочет вменить в отношении исполнителя. При этом нужно указать закон, на основании которого будет накладываться ответственность.

    Требование заказчика может быть денежным.

    В этом случае заказчик может самостоятельно организовать приемку товаров, работ или услуг. Специалисты могут проверить проектную документацию, технические задания на предмет их соответствия законодательству, требованиям безопасности и другим критериям. Процедура также включает в себя контроль качества поставляемой продукции и результатов выполненных работ.

    Также заказчик может воспользоваться услугами сторонних экспертов или организаций, которые имеют право на проведение проверки.
    Это будет называться внешней независимой экспертизой. Она может быть направлена на оценку сложных технических решений, соответствия продукции специфическим стандартам или строительным нормам и сметной документации, а также на проведение аудита процедур закупки на предмет их прозрачности и законности.

    Особенности внутренней экспертизы

    Для проведения внутренней экспертизы заказчику необходимо назначить ответственное лицо (из числа работников организации) и создать специальную экспертную комиссию. На этих специалистов будут возлагаться обязанности по проверке условий контракта.

    По результатам внутренней экспертизы оформляется документация о приемке товаров, работ или услуг.

    Экспертиза по 44-ФЗ — обязательная процедура согласно законодательству РФ. В законе говорится, что заказчик должен проводить проверку по любому выполненному контракту на оказание услуг, поставку товаров или проведение работ. Экспертиза необходима, чтобы проверить выполнение условий контракта исполнителем.
    Она проводится с целью обеспечения качества и соответствия закупаемых товаров, работ и услуг установленным требованиям и нормам. Данная процедура помогает предотвратить закупку некачественного товара, выполнение работ или оказание услуг не в полном объеме или с нарушениями. Кроме того, экспертиза по 44-ФЗ направлена на профилактику и выявление коррупционных и иных нарушений законодательства в процессе закупок.

    Заказчик не вправе считать контракт выполненным, если результаты экспертизы отрицательные и не соответствуют заявленным условиям в договоре.
    Процедура может проводиться в результате полного или поэтапного выполнения контракта. Второе актуально, если в договоре прописаны определенные стадии работ.

    ФЗ №44 – это закон «О контрактной системе в области закупок для государственных нужд» от 5 апреля 2013 года. На основании этого закона взыскиваются штрафы и пени с поставщиков, которые не справились со своими обязанностями. На основании ФЗ №44 заказчик может восстановиться в своих правах.

    Вопрос: Заказчик направил поставщику претензию с требованием об уплате неустойки.

    Поставщик с претензией не согласился, неустойку не уплатил. Несмотря на это, заказчик не обратился в суд с иском о взыскании начисленной неустойки. Что грозит ответственному лицу заказчика за такое бездействие?Посмотреть ответ

    Законодательное обоснование

    При претензионной работе нужно руководствоваться не одним, а целым рядом нормативных актов.
    В частности, это следующие законы:

    • ГК РФ. Регулирует порядок исполнения обязательств, виды ответственности за неисполнение обязанностей.

    Решение оформляется документально и содержит информацию о сроках, предмете и цели мероприятия. До проверяемого решение доносится не позднее дня начала мероприятия.

  • Проверяемая организация в соответствии с требованием прокурора составляет ответ в прокуратуру на акт о проведении ревизии по 44-ФЗ и направляет контролерам необходимые документы. Для прокуратуры является обязательным Приказ Генпрокуратуры № 450 от 29.12.2011, и проверяющие требуют оформлять документы на основании этой инструкции.
  • Проверяющие анализируют полученные документы, при необходимости вызывают для дачи пояснения; если в ходе одной проверки по заявленному предмету выявлена возможность наличия иных нарушений, то назначается новая проверка.
  • По результатам рассмотрения всей поступившей информации прокурор устанавливает наличие или отсутствие правонарушения и оформляет итоговый документ: издает акт проверки или прибегает к мерам прокурорского реагирования.

    Например, если установлено, что сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает, чтобы обязать заказчика принять меры для устранения нарушения, рассмотреть возможность привлечения к дисциплинарной ответственности должностных лиц.

  • Также в ГК прописаны возможности одностороннего отказа от контракта.

  • ФЗ №44. В статьях 94 и 95 закона содержится порядок проверки итогов выполнения государственного контракта.
  • АПК. В части 5 статьи 4 указаны ситуации, когда претензионный порядок является обязательным. В части 1 статьи 126 АПК прописано, что истец должен приложить к иску копию претензии, а также документацию, подтверждающую позицию заказчика.
  • Отдельные нормативные акты. Применяются в том случае, если предметом контракта являются отдельные виды объектов. К примеру, авто. Это статья 39 ФЗ №259 «Устав авто» от 8 ноября 2007 года, статья 55 ФЗ №126 «О связи» от 7 июля 2003 года.
  • Также претензионная работа может регулироваться различными ведомственными актами.
    К примеру, это регламенты, методические рекомендации.

    Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ?

    Сроки рассмотрения претензий

    Сроки направления претензий в законе №44 не оговорены. Однако при рассмотрении этого вопроса нужно руководствоваться практическим опытом.

    В статье 193 ГК указано, что, если завершение срока выпадает на выходной день, период переносится на ближайший рабочий день.

    Ответственность за отсутствие ответа в законе №44 не оговорена. Если все сроки истекли, а никакого ответа так и не пришло, нужно идти в суд.

    Порядок действий на допретензионном этапе

    Перед подачей претензии нужно проверить, есть ли все доказательства ненадлежащего выполнения условий контракта. Зафиксировать правонарушение можно этими путями:

    • Составлением акта об обнаруженных недостатках.
    • Оформлением двухстороннего акта (в нем указываются нарушения при исполнении контракта).

    Для составления акта нужно вызвать представителя поставщика.

    Сделать это можно тем методом, который прописан в контракте.

    Для этого необходимо взаимодействие с органами Росфинмониторинга, ФНС, ФАС, Казначейства, МВД и ФСБ.

  • Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам несоблюдения заказчиками нацрежима, заключения соглашений хозяйствующих субъектов, ограничивших конкуренцию, неправомерных закупок у едпоставщика, завышения цен и незаконного изменения условий госконтрактов, поставки некачественной продукции (товаров, работ, услуг), нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств, неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
  • Тщательно проверять реальность исполнения заключенных и оплаченных госконтрактов.
  • Уделять внимание исполнению законов, которые регулируют применение типовых контрактов, типовых условий контрактов и закупок на сумму свыше 1 млрд руб.
  • Проверять соблюдение прав на своевременную оплату заказчиками обязательств по госконтрактам, вопросы погашения задолженности перед ними держать под личным контролем.
  • Рассматривать безотлагательно вопрос о возбуждении дел об административных правонарушениях за несоблюдение срока и порядка оплаты.
  • Обеспечить соблюдение прав СМП, в т.
  • В эти же 3 дня нужно разместить его в единой информационной системе.

    Если заказчик отказывается от контракта в одностороннем порядке, он сможет получить от исполнителя только компенсацию реально понесенного ущерба. Датой уведомления будет дата, когда заказчик получил подтверждение о вручении его решения об отказе. Если использованный метод отправки не предполагает получения подтверждения, датой уведомления является дата после истечения 30 дней со дня публикации решения в ЕИС.

    Нужно помнить, что само по себе уведомление не обозначает автоматического прекращения действия контракта.

    У исполнителя остается 10 суток на ликвидацию нарушений. Если они устраняются, заказчик должен отозвать решение. Однако последнее положение неактуально при повторном правонарушении.

    Если ничего устранено не было, через 10 суток контракт действовать перестает.

    Претензионная работа при использовании штрафных санкций

    Заказчик обязан подать претензию в том случае, если условия контракта не были исполнены надлежащим образом.

    Проверяемый обязан в течение 10 дней рассмотреть вынесенный протест и либо принять меры по приведению акта в соответствие с законом, к примеру через внесение изменений, либо направить мотивированное возражение.

  • Предостережение о недопустимости нарушения закона — это предупредительная мера, с помощью такого предостережения прокурор предотвращает правонарушение, которого еще нет.
  • Представление об устранении нарушений законодательства о закупках — это документ, которым прокурор обязывает проверяемого исправить уже допущенные нарушения.
  • Однако она не обозначает автоматического взыскания неустойки (пункт 1 статьи 330 ГК, пункт 1 статьи 407 ГК).

    Взыскать неустойку можно только в том случае, если соответствующее положение содержится в контракте.

    Обеспечительные меры

    Существуют эти формы обеспечения контракта (часть 3 статьи 96 ФЗ №44):

    • Банковская гарантия.
    • Средства, которые внесены на счет заказчика.

    Что собой представляют обеспечительные меры? Это меры, направленные на компенсацию убытков в случае неисполнения положений контракта. Если исполнитель допустит нарушение, заказчик сможет взыскать из суммы обеспечения штраф.

    Чтобы понимать, как подготовиться к проверке по закупкам по 223-ФЗ и 44-ФЗ со стороны прокуратуры, и разработать эффективную стратегию мероприятий по подготовке, заказчикам необходимо учитывать, на что прокуроры чаще всего обращают внимание.

    При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на Приказ Генпрокуратуры № 6 от 14.01.2021 об организации прокурорского надзора закупочной деятельности и на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры № 7-16-2019 от 01.01.2019.

    Пункт 3 методических рекомендаций перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводит статистику из практики.

    Предметом оценки становятся:

    • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
    • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
    • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

    По Приказу Генпрокуратуры № 6 проверяющим специалистам из российских регионов, военным и специализированным прокурорам, прокурорам комплекса «Байконур» необходимо (п. 2 приказа № 6 от 14.01.202):

    1. Контролировать исполнение законов в закупках в рамках нацпроектов, госпрограмм, гособоронзаказа.
    2. Усилить надзор за законностью НПА в сфере закупок, в т. ч.

    После проверки они дают заключение, в котором содержится информация об имеющихся нарушениях (если таковые выявлены). Эксперты могут также дать рекомендации по их устранению.

    Ответственность за нарушения

    Наказание за несоблюдение обязанности проведения экспертизы в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» может быть различным. Оно зависит от характера и последствий нарушения.

    К основным видам ответственности относят:

    • Административную.

      Должностные лица, которые не соблюдают требования по проведению экспертизы, могут получить штрафы, предусмотренные КоАП РФ.

    • Дисциплинарную. Сотрудники, нарушившие процедуру проведения экспертизы, могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения с работы.
    • Уголовную. В случаях, когда действия лица, нарушившего требования по проведению экспертизы, привели к особо крупному ущербу или совершены с использованием служебного положения, возможно привлечение к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.
    • Гражданско-правовую.

    Эти документы затем подписывает заказчик. Однако при выявлении нарушений поставщику направляется письменный отказ от подписания акта о приемке. Иногда внутренними локальными актами в компании предусмотрено оформление протокола или заключения комиссии при проведении внутренней экспертизы по 44-ФЗ. В документе должна быть информация о результатах проверки и рекомендации по ликвидации нарушений, если они обнаружены.

    Порядок проведения внешней экспертизы

    Чтобы привлечь внешних специалистов или организации для процедуры проверки выполнения контракта, заказчику необходимо заключить с ними договор на проведение экспертизы. В документе обычно прописываются:

    • обязательства сторон;
    • сроки исполнения процедуры;
    • форма оплаты;
    • предмет и особенности экспертизы.

    Договор составляется в зависимости от специфики проверки и может содержать иные положения. При этом привлекаемые эксперты должны быть независимы от заказчика и от поставщика.

    При проведении экспертизы по 44-ФЗ специалисты изучают контракт, анализируют и сравнивают его положения с итоговым результатом.