Статьей 14 и 32 закона рф об образовании
Однако конкретизировано то, что реализация данных прав обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных организаций (отдельных классов, групп), а кроме того, необходимых условий для их функционирования.
Как следует из ч. 4 комментируемой статьи, граждане Российской Федерации в указанных рамках имеют право:
– на получение дошкольного, начального общего и основного общего образования на родном языке из числа языков народов России. Как следует из ч. 3 ст. 5 комментируемого Закона, такое образование во всех случаях должно являться общедоступным и бесплатным;
– на изучение родного языка. Так же как и при изучении русского языка, преподавание и изучение родного языка здесь происходит на основе имеющих государственную аккредитацию образовательных программ и в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Право выбора образовательной организации (класса, группы) с определенным языком воспитания и обучения детей принадлежит родителям (законным представителям) ребенка.
3.
При этом конкретно дается название документов, подтверждающих завершение обучения по определенной образовательной программе.
Исходя из особого, автономного статуса МГУ и СПбГУ, указанным образовательным организациям представляется право самостоятельно определять образцы документов об образовании, выдаваемых лицам, успешно выдержавшим итоговую государственную аттестацию.
Кроме того, в статье отдельно дается классификация и характеристика документов, подтверждающих освоение определенной образовательной программы (в частности, общего образования, профессионального образования соответствующего уровня, повышения квалификации и т.п.).
В качестве документа, подтверждающего факт обучения лиц в образовательной организации, не прошедших итоговой аттестации или получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лиц, освоивших часть образовательной программы, является справка соответствующего образца.
Статьей 14 и 32 закона рф об образовании
Также нужно отметить, что, согласно ч. 2 ст. 60 комментируемого Закона документы об образовании и (или) о квалификации, если иное не установлено Законом, оформляются на русском языке. В свою очередь, ч. 4 ст. 16 Закона РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 предусматривает, что документы об образовании оформляются с учетом национальных традиций именования на русском языке, но на территории республики, которая установила свой государственный язык, оформление таких документов наряду с государственным языком Российской Федерации может вестись на государственном языке республики.
Документы об образовании и (или) о квалификации могут быть также оформлены на иностранном языке в том порядке, который установлен организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ч.
2 ст.
Статьей 14 и 32 закона рф об образовании право
Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.
6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной организацией создается комиссия.
7.
Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации.
8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс или на следующий курс условно.
9.
Статьей 14 и 32 закона рф об образовании в рф
Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 164-р, русский язык назван важнейшим средством обеспечения государственной целостности России и одновременно средством межнационального общения в государствах – участниках СНГ, странах Балтии и дальнейшего развития политических, экономических, социальных и культурных отношений с зарубежными странами и русскими диаспорами в них, способствующим формированию положительного отношения к России в мировом сообществе.
Логическим продолжением тому служит установление комментируемой статьи – в России гарантируется возможность получения образования на русском языке. Таким образом, на нем в ходе обучения по любой программе ведется как устная, так и письменная речь. Кроме того, русский язык рассматривается как составная часть образовательных программ, имеющих государственную аккредитацию (см.
ст. 92 комментируемого Закона). Преподавание и изучение его осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
Так, согласно Федеральному государственному стандарту основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 г.
19) создание в образовательном учреждении необходимых условий для работы подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений, контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения;
20) содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;
21) координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;
22) осуществление иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации и предусмотренной уставом образовательного учреждения;
23) определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе в таких образовательных учреждениях.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2007 N 194-ФЗ)
3.
Документ об образовании и о квалификации, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования следующих уровня и квалификации (квалификаций):
1) среднее профессиональное образование (подтверждается дипломом о среднем профессиональном образовании);
2) высшее образование – бакалавриат (подтверждается дипломом бакалавра);
3) высшее образование – специалитет (подтверждается дипломом специалиста);
4) высшее образование – магистратура (подтверждается дипломом магистра);
5) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации, осуществляемая по результатам освоения программ ординатуры, ассистентуры-стажировки (подтверждается дипломом об окончании соответственно ординатуры, ассистентуры-стажировки).
7.1.
1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
3.
6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов;
(в ред. Федеральных законов от 25.06.2002 N 71-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);
(в ред. Федерального закона от 01.12.2007 N 309-ФЗ)
8) разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления годовых календарных учебных графиков;
9) установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
10) установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе надбавок и доплат к должностным окладам, порядка и размеров их премирования;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Подпункт 11) – Утратил силу.
(в ред.
Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
12) разработка и принятие устава коллективом образовательного учреждения для внесения его на утверждение;
(в ред.
1. В Российской Федерации гарантируется получение образования на государственном языке Российской Федерации, а также выбор языка обучения и воспитания в пределах возможностей, предоставляемых системой образования.
2. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если настоящей статьей не установлено иное. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
3. В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации.
Федерального закона от 30.06.2004 N 61-ФЗ)
3) предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
4) подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации;
5) использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
Образовательное учреждение вправе использовать дистанционные образовательные технологии при всех формах получения образования в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
(в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 11-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ (ред.
Лицам, освоившим дополнительные предпрофессиональные программы в области искусств и успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдается свидетельство об освоении этих программ по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
15. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе выдавать лицам, освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, документы об обучении по образцу и в порядке, которые установлены этими организациями самостоятельно.
16. За выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
Комментарий к Ст.
60 закона «Об образовании в Российской Федерации»
Комментируемая статья не является новой для отечественного образовательного законодательства, поскольку нормы, определяющие вопросы, касающиеся документов об образовании, регламентировала ст. 27 Закона N 3266-1, а в части высшего профессионального образования – ст.
Особый порядок предусмотрен для тех государственных и муниципальных образовательных организаций, которые расположены на территории республик, находящихся в составе России. К ним относятся Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха, Республика Северная Осетия – Алания, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика – Чувашия (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ).
Республики (государства) имеют свою конституцию и законодательство (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ). Так, согласно ч. 1 ст. 1 Конституции Республики Татарстан от 6 ноября 1992 г. Республика Татарстан – это демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией.
Республики вправе устанавливать свои государственные языки (ч. 2 ст. 68 Конституции РФ).
Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами.
5. Образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6. Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации.