Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Статьи - Теория юридических лиц местного самоуправления достоинства и недостатки

Теория юридических лиц местного самоуправления достоинства и недостатки


Важным рубежом на пути формирования системы местного самоуправления были преобразования XVIII в., которые, как полагают некоторые исследователи, стали предпосылками формирования системы земского и городского самоуправления в России во второй половине XIX в.

Петром I были проведены мероприятия, как способствовавшие развитию местного самоуправления (например, за каждым городом закреплялось право самостоятельно распоряжаться городской землей, управление общинами было передано самим общинам), так и ограничивавшие компетенцию местных органов (установление опеки приказной администрации над общинами, ликвидация губного самоуправления в уездах и т.д.). Например, в 1702 г. было ликвидировано губное самоуправление в уездах, а его функции передавались воеводам, назначаемым из центра. В 1708 г. в России учреждались губернии, а в 1718 – 1724 гг. были созданы магистраты.

Крупной вехой в развитии самоуправления в России справедливо считается период царствования Екатерины II. При ней было значительно развито государственное управление (усовершенствованы сословный, административно-территориальный, отраслевой принципы управления государством).

Теория юридических лиц местного самоуправления достоинства и недостатки

Это означает, что никто, в том числе органы государственной власти и органы местного самоуправления, не может принуждать граждан к участию в этом. Этот принцип в равной мере применим к принуждению граждан к неучастию в непосредственном осуществлении населением местного самоуправления и неучастию населения в осуществлении местного самоуправления

Вопрос № 16 Принципы самостоятельности и ответственности местного самоуправления: содержание и значение.

Самостоятельность решения населением вопросов местного значения. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения осуществляется путём местного референдума, муниципальных выборов, сходов, других форм волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.
Эти и другие формы организации и осуществления местного самоуправления регулируются уставом муниципального образования, который разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления.

В разделении государственных дел и дел местного значения виделось основание для самостоятельности местного самоуправления. Однако такие взгляды на местное самоуправление существовали достаточно недолго, поскольку на практике оказалось практически невозможно так разделить дела государственного управления и дела местного значения, чтобы выделить из них в чистом виде только местные хозяйственные дела.

3. Государственная теория самоуправления. Она сменила общественную (хозяйственную) теорию.

Основы данной теории местного самоуправления были разработаны немецкими учеными Лоренцом Штейном и Рудольфом Гнейстом в XIX в. Сущность данной теории состоит в том, что органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, что их компетенция является не какой-либо особенной, самобытной, естественной, а целиком и полностью создается и регулируется государством. В России положения государственной теории были значительно развиты дореволюционными юристами (В.П.

Безобразов, А.И. Васильчиков, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский) в 70-х гг. XIX в.

Теория юридических лиц местного самоуправления достоинства и недостатки препарата

Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

Источник

Основные теории местного самоуправления

Рассмотрим различные взгляды на природу местного самоуправления и соответствующие теории (см. табл. 1)

Таблица 1.Основные теории местного самоуправления

Представителями теории свободной общины, или общественной теории местного самоуправления, считаются Р. Гнейст, Э. Мейер, О. Лабанд, О. Ресслер и др. По их мнению, к трем конституционным властям (законодательной, исполнительной и судебной) необходимо добавить четвертую — общинную. Община должна иметь право на самостоятельное и независимое от центральной власти существование, причем государство не создает общину, а лишь признает ее.
Носитель власти в ней — народ.

Отсюда следует, что круг общинных дел отличен от государственных, государственное вмешательство в ее внутренние дела недопустимо, должностные лица местного самоуправления не являются государственными чиновниками.

Теория юридических лиц местного самоуправления достоинства и недостатки цена

В последнем случае органы местного самоуправления выступают в качестве агентов государства на местном уровне и действуют под его контролем.

Наряду с различием местных и государственных дел, следует подчеркнуть принципиальное отличие местного самоуправления от самоуправления в общественных организациях. Оно состоит в том, что местное самоуправление носит форму публичной власти. Член самоуправляемой общественной организации, не желающий подчиняться ее уставным положениям и требованиям, может просто выйти или быть исключенным из ее состава.

Жителя данного поселения исключить невозможно, поэтому он должен быть принужден к выполнению общих правил и порядков, установленных общиной. Для этого органы местного самоуправления должны иметь властные полномочия, полученные от избравшего их населения.

Источник



Теории местного самоуправления: таблица. Достоинства и недостатки теорий местного самоуправления. Теория свободной общины местного самоуправления. Теория дуализма местного самоуправления

Разнообразные теории местного самоуправления – это совокупность представлений и взглядов, с помощью которых объясняется сущность и организация муниципального самоуправления.

Васильчиковым.

Общественная теория местного самоуправления является определенным продолжением теории свободной общины. Ее суть в том, что круг общинных дел отличается от государственных. Эта теория обосновывала право местных учреждений заниматься местными общественными и хозяйственными делами независимо от государства.

Поэтому общественную теорию еще иногда называют хозяйственной.

Общины являются субъектами специальных прав, а потому государственное вмешательство в их дела недопустимо; должностные лица самоуправления относятся к общинным, а не к государственным агентам, и представляют не государство, а общество.

Государственная теория местного самоуправления пришла на смену общественной теории во второй половине XIX в. Основоположниками этой теории считаются Гнейст и Штейн. В Россию эту теорию активно поддерживали и развивали В.Ч.

Безобразов, А.Д. Градовский, Н.И. Лазаревский.

Согласно государственной теории местное самоуправление, прежде всего, представляет собой одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью государственной системы управления.

ТЕМА № 2. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ: ИДЕЙНЫЕ И НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ (4 ЧАСА).

При подготовке к семинарскому занятию рекомендуется использовать научные статьи.

Письменно: таблицу согласно заданию 1, 2.

1. Понятие, юридическая природа и сущность местного самоуправления. Соотношение понятий «местное самоуправление» и «местное управление»

2.

Принципы и функции местного самоуправления.

3. Основные теории местного самоуправления и российская действительность.

4. Основные модели взаимодействия государства и местного самоуправления (континентальная, англо-американская, иберийская и др.) и российский опыт.

5.

Там должны были находиться только выходцы из местного населения, заинтересованные в высокой результативности заседаний муниципалитетов. Государственная машина слишком велика и сложна, чтобы эффективно справляться, например, с хозяйственными задачами. Поэтому она делегируют часть своих полномочий земствам.

Политическая и юридическая теории

Основоположники государственной теории Лоренц фон Штейн и Рудольф Гнейст расходились в нескольких принципиальных тезисах.

Поэтому в рамках их общей доктрины появилось два отдельных направления. Гнейст стал создателем политической теории, а Штейн разработал юридическую. Чем они отличались? Гнейст заявлял, что выборность органов местного самоуправления еще не гарантирует их независимости.

Связано это с тем, что когда человек попадает на государственную должность, он становится зависимым от начальства из-за зарплаты. То есть чиновник, выбранный представителем в муниципалитет, не является самостоятельной фигурой. На его решения может влиять центральная власть.

Однако в отличие от центрального государственного управления местное самоуправление осуществляется не правительственными чиновниками, а местными жителями, заинтересованными в результатах местного управления.

Общественная и государственная теории местного самоуправления имели своих сторонников и в дореволюционной России, где в XIX в. были осуществлены земская и городская реформы. Основные начала общественной теории самоуправления получили обоснование в работах В. Н. Лешкова и А. И. Васильчикова. В. Н. Лешков, видный славянофил, основываясь на идеях о самобытности русской общины и ее неотъемлемых правах, выступал за независимость местного самоуправления от государства, за необходимость равного участия в выборах всех членов земств, потому что они связаны одинаковыми общественными, земскими интересами.

А. И. Васильчиков, противопоставляя местное самоуправление бюрократическому государственному порядку управления, приходил к выводу, что местное самоуправление чуждо политике: оно имеет свою особую цель и особую сферу деятельности.

На положения государственной теории самоуправления опирались в своих работах такие видные российские юристы, как Б. Н. Чичерин, А. Д. Градовский, В.