Запрет на эксплуатацию исправного авто
Определяется по шумности работы двигателя (разгерметизация приводит к росту шумности авто), а также по наличию характерного запаха в салоне.
Другие элементы конструкции ТС
Наибольшее число неисправностей, при которых не допускается эксплуатация автомобиля, относится к узлам, не являющимся частью перечисленных выше систем автомобиля.
Тем не менее, знать их нужно, поскольку здесь речь идёт не столько о нарушениях, карающихся штрафом, сколько о безопасности как самого водителя, так и других участников ДД:
- Число зеркал заднего вида или их расположение не отвечает требованиям ГОСТР 051709-2001. На транспортном средстве отсутствуют стёкла, являющиеся составной частью конструкции машины (боковые, переднее, заднее). Если речь идёт об автопоезде с несколькими прицепами, то кабина тягача справа должна быть оснащена дополнительными зеркалами, позволяющими видеть дорогу в зоне расположения задней оси максимально удалённого прицепа при повороте ТС на угол 90º с внешним габаритным радиусом, равным 12 метров.
Поэтому когда появится новый перечень таких неисправностей, за которые запрещается эксплуатация, никому не известно.
Напомним, что инспектор не имеет права проверять техническое состояние автомобиля, если на у него есть действующая диагностическая карта.
Список разделён на категории неисправностей, сгруппированных в соответствии с основными узлами и системами автотранспорта.
Тормозная система
Если в ПДД эта норма прописана достаточно расплывчато (неисправна рабочая ТС), то в Приложении приводятся конкретные технические неисправности тормозов, при которых запрещена эксплуатация авто:
- Эффективность торможения автомашины не соответствуют показателям, прописным в ГОСТР 051709-2001. Речь идёт о рабочей ТЗ (их может быть 4: стояночная, запасная, вспомогательная). Среди этих показателей – длина тормозного пути, причём она не тождественна следу колёс автомобиля, оставляемому после их блокировки, поскольку блокируются покрышки не сразу.
Проверка эффективности тормозов осуществляется на специальном стенде, а сама методика таких испытаний описана в вышеуказанном ГОСТе.
- Тормозной привод разгерметизирован. Под этим термином понимается нарушение целостности деталей ТС, выражающееся наличием подтеканий ТЖ из главного и рабочих цилиндров, а также из мест сопряжения шлангов и трубок с деталями ТС.
Так, в мигающем режиме допускается функционирование только указателей поворотов, причём с частотой в диапазоне 60-120 миганий/минуту, и аварийной сигнализации. Миганием не является переключение свет фар предупреждающего характера и мигание стоп-сигнала при прерывистом торможении.
Есть и исключение, касающееся снятого с производства автотранспорта – на них допускается установка СП, отличающихся от штатных, но исключительно при условии наличия положительного заключения компетентной организации. Таковыми могут быть автопроизводители, испытательные лаборатории, лицензированные органы сертификации. Сами требования к вышеперечисленным критериям (количество, режим функционирования, расположение и цвет) регламентируются ГОСТом 08769-75.
Так, любое АС должно быть оборудовано следующим комплектом светотехники: ближний/дальний свет, габариты, поворотные фонари, фонари торможения, лампа освещения номерного госзнака, световозвращатели.
При эксплуатации машины — лишение прав от одного до полутора лет.
Конечно, подобные ограничения вполне очевидны, однако некоторые автомобилисты пренебрегают изучением актуального законодательства (либо же игнорируют установленные правила), что, в свою очередь, приводит к серьёзным проблемам, вплоть до лишения водительского удостоверения.
Именно поэтому мы настоятельно рекомендуем соблюдать действующие правила, регламентирующие эксплуатацию транспортного средства, ибо все рассмотренные риски совершенно не оправданы.
Запрещается использование зеркального тонирования, поскольку такие плёнки представляют опасность для других автотранспортных средств, ослепляя их отражённым светом. Ширина верхней солнцезащитной полосы не должна превышать 14 см. Шторки/жалюзи можно устанавливать только соответственно прилагаемым инструкциям.
Отметим, что многие нормы пассивной безопасности, основной целью которых является уменьшение тяжести ДТП, входят как в российские, так и международные стандарты безопасности ДД.
- Все дверные замки должны иметь положение, обеспечивающее полное их закрытие.
Подобного рода неисправности выявляют внешним осмотром автомобиля, а также посредством обоняния (большинство видов углеводородного топлива характеризуются специфическим резким запахом). Если авто оснащено ГБО, запрещается его эксплуатация при истёкшем сроке очередного освидетельствования такого оборудования.
У водителя есть возможность доехать до места стоянки или ремонта автомобиля. После того как неисправность устранена, автомобиль необходимо будет отогнать на внеочередной техосмотр. Такое новое понятие появится в законе о техосмотре. На нем будет проверяться только то, из-за чего был наложен запрет на эксплуатацию.
Оформленная по его итогам диагностическая карта автоматически снимет наложенный запрет.
Если автомобиль с наложенным на него запретом продолжает ездить по дорогам по истечении семи дней, то инспектор изымет свидетельство о регистрации автомобиля. То есть у автовладельца есть неделя на устранение неисправности. В первоначальном варианте законопроекта на это давалось трое суток.
Без свидетельства о регистрации автовладельцу будет сложнее снять запрет.
Отремонтированный автомобиль придется везти на внеочередной техосмотр на эвакуаторе.
Как отметил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, законопроект предполагает установить механизм запрещения эксплуатации транспортных средств при наличии у них неисправностей и условий, создающих угрозу безопасности дорожного движения.
– Количество ДТП с участием транспортных средств, имеющих неисправности, за пять лет (с 2015 по 2020 год) выросло на 199,9 процента. В 2015 году было 2553 таких ДТП, в 2020-м – 7658. Количество погибших в этих ДТП граждан увеличилось более чем в два раза. В 2015 году – 538 человек, в 2020-м – 1223 человека.
Предлагаемые изменения позволят исключить из процесса дорожного движения транспортные средства, создающие угрозу его участникам, – рассказал Владимир Груздев.
Законопроектом вносятся поправки в законы о безопасности дорожного движения, о техосмотре и о регистрации транспортных средств.
Ими устанавливается, что если инспектор выявил у автомобиля неисправность, которую нельзя устранить на месте, то он запрещает эксплуатацию.
В частности, содержание угарного газа для автотранспорта, не оснащённого катализаторами, при работе силового агрегата на минимальных оборотах коленвала не должно выходить за пределы величины, установленной автопроизводителем, а при отсутствии такого требования – не превышать показатель 3.5%.
Лишение прав — от полугода до года.
При установке без эксплуатации транспортного средства — штраф в размере 5 000 рублей вместе с конфискацией приборов. При управлении автомобилем — лишение прав от полутора лет до двух лет.
Если рулевое управление оснащено усилителем, проверка наличия/отсутствия люфта проводятся на автомашине с заглушённым силовым агрегатом.
Запрещено эксплуатировать автотранспорт, если узлы РУ смещены относительно штатных мест, или не соответствуют пространственному положению, предусмотренному конструкцией, при незатянутых резьбовых соединениях. Все эти неисправности выявляются методом визуального осмотра посредством поворачивания рулевого колеса. Затяжка резьбовых соединений осуществляется с использованием ключей, оснащённых динамометром.
Внешние световые приборы
Вряд ли стоит удивляться, что неисправностям оптических приборов, при которых запрещена дальнейшая эксплуатация авто, посвящено столько же пунктов в Приложении, сколько проблемам с тормозами, ведь и самих световых приборов на автотранспорте немало, и не все они относятся к осветительным, то есть важны в тёмное время суток.
Перечислим их:
- Если количество, расположение, режим функционирования, цвет световых приборов (здесь и далее говориться только о внешних осветительных/сигнальных устройствах) не соответствует конструктивным требованиям в отношении конкретной модели ТС.