Бесплатная юридическая консультация
Попали в сложную ситуацию, где требуется квалифицированная помощь юриста? Обратитесь к нашим экспертам, это абсолютно бесплатно и конфиденциально
Москва и область
Санкт-Петербург
Главная - Информация - Классификация нпа по времени действия

Классификация нпа по времени действия


классификация нпа по времени действия

Общенациональная система правовой информации должна строиться на основе информационно-логической модели, учитывающей различный уровень теоретической и практической оснащенности всех потенциальных абонентов системы. Информатизация правовой сферы должна обеспечить упорядочение и систематизацию информационно-правовых ресурсов в правотворческой и правореализационной деятельности, что возможно только в результате активного участия государственных структур в процессах формирования и актуализации банков правовой информации. Информатизация правовой сферы осуществляется в нескольких направлениях.


Во время действия нового закона суд должен решать дело согласно с прежним законом, в ситуациях, если имущественный спор начал рассматриваться до вступления нового закона в силу.

В отдельных случаях нормативно-правовой акт имеет обратную силу: если в самом акте имеется на это указание; если акт смягчает или устраняет административную или уголовную ответственность. В порядке исключения применяется принцип действия нормативного акта – «переживание закона», при котором прежний закон, уже утративший силу, по специальному положению нового закона имеет право регулировать отдельные вопросы.

Типичным принципом функционирования закона во времени выступает принцип немедленного действия, при котором закон может действовать только «вперед» (с момента вступления в силу).

Классификация нпа по времени действия

Информатизация правового образования и воспитания ориентирована на создание локальных сетей, обучающих и вопросно-ответных систем, учебников и учебных пособий для дистанционного обучения, ориентированных на школьников, студентов, лиц, занимающихся самообразованием. Стремительное качественное обновление общества, задачи становления рыночной экономики, построения демократического правового государства выдвигают на первый план решение проблемы формирования в России единого информационно-правового пространства, обеспечивающего правовую информированность всех структур общества и каждого гражданина в отдельности. Есть необходимость использования правовой информации для удовлетворения социальных потребностей, так как необходимый уровень информационно-правового обеспечения граждан и организаций России должен давать им уверенность в реальной способности влиять на общественные процессы.

Отсутствие развитой информационной системы в правовой сфере лишает граждан и организации участвовать с помощью демократических институтов в принятии решений из-за недоступности релевантной информации.
К их числу относятся дефи­нитивные-основ.юр.понятия, коллизионные-порядок выбора норм права и оперативные нормы-сроки и порядок вступления в действ.НПА). 3) По времени действия: постоянные и временные. 4) По методу правового регулирования: императивные (имеют категорич.хар-р не допускают никакого отклонения от своих требований), диспозитивные (предоставляют участникам отноше­ний право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей. И только в случае, если стороны сами не определили соглашением объем своих прав и обязаннос­тей, в действие вступает предписание диапозитивной нормы), рекомендательные (устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений). 5)по субъекту издавшему норму права: исходящие от Г; исходящие от гражд.об-ва. 6) кругу лиц: общие (распространяются на всех лиц, проживающих в данной местности (стране, регионе)); специальные (на отдельные категории лиц (государственные служащие, студенты, военные).
Постановления и распоряжения Правительства РФ.

  • 3. Приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов.
  • 4. Решения и постановления местных органов государственной власти.
  • 5.
    Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления.
  • 6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов.
  • 7. Локальные нормативные акты.
  • Понятие НПА

    Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
    В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

    Для НПА характерны следующие признаки:

    • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов.

    Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

    Классификация законов может иметь следующий вид:

    • — по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
    • — по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
    • — по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
    • — по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские);
    • — по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
    • — по сроку действия (постоянные и временные);
    • — по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства);
    • — по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).

    Подзаконные нормативно-правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов и не могут противоречить им.

    НПА:

    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  • По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  • По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  • По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е.

  • Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

    В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

    ♦ Конституция РФ.
    ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ); ♦ Федеральные законы:

      • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
      • Федеральные конституционные законы;
      • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

    ♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

      • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
      • Постановления Правительства России;
      • Акты федеральных органов исполнительной власти — министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д.

    Применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права в историческом плане принято выделять два основных направления — монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем, и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности.
    В «Концепции» сформулированы задачи: а) информатизации правовой сферы; б) развитие законодательства, регулирующего отношения в сфере информатизации.

    В «Концепции» дано следующее определение: Под правовой информатизацией России понимается процесс создания оптимальных условий для максимально полного удовлетворения информационно-правовых потребностей государственных и общественных структур, предприятий, организаций, учреждений и граждан на основе эффективной организации и использования информационных ресурсов с применением прогрессивных технологий. Главными целями правовой информатизации являются:

    • информационно-правовое обеспечение внутренней деятельности государства;

    • информационно-правовое обеспечение внешних по отношению к государственным органам субъектов, в том числе физических лиц;

    • сохранение и структурирование информационно-правового поля.

    Правовая информатизация России содействует повышению уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных актах.

    Они издаются территориальными органами государственной власти и управления или органами местного самоуправления (конституции и уставы субъектов, нормативные решения или постановления советов, мэрий, муниципалитетов, регламенты, положения, постановления, распоряжения).

    Ведомственные подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты министерства финансов, министерства внутренних дел, государственной налоговой инспекции и др.).

    Кроме того, в ряде стран определенные структурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства) также наделяются правотворческими функциями (делегированное законодательство).

    Классификация норм права может быть осу­ществлена по разным признакам, основаниям: 1) по предмету правового регулирования, т. е. в зависи­мости от регулируемых отношений нормы права подразделя­ются на отрасли: нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и т. п. права; 2) по месту и роли в правовой системе: регулятивные (рассчитаны на регулирование нор­мальных, желательных или допускаемых в данном обществе отношений, составляющих основную массу отношений. Они регулируют правомерные действия, устанавливают позитив­ные, положительные права и обязанности, вытекающие из характера самих отношений. Регулятивные нормы подразде­ляются на управомочивающие, обязывающие и запрещаю­щие), охранительные (рассчи­таны на отклоняющиеся от нормы поведения, неправомер­ные, правонарушагощие действия.
    Они охраняют от наруше­ний существующие в обществе общепризнанные ценности, нормальные отношения, охраняют, следовательно, и регуля­тивные нормы.) и специализированные (или нормы специального действия регулируют отношение к ду.нормам, предписывают, как следует понимать другие нормы, термины, в них содержащиеся, и какие нормы следует при­менять в тех или иных случаях.
    НПА:

    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).

    По сфере их распространения:

    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

    По времени их действия:

    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).

    По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е.