Комментарий к ст 12 фз об испол производстве
Соответственно, в случае установления такого административного наказания на максимальный срок исполнение исполнительного документа должно производиться весь этот срок, а не только 2 месяца, о которых говорится в ч. 1 комментируемой статьи (ч. 2);
учтена новелла ч. 6 ст. 33 комментируемого Закона о возможности поручения соответствующему СПИ совершить исполнительные действия и (или) применить меры принудительного исполнения при необходимости совершения отдельных исполнительных действий и (или) применения отдельных мер принудительного исполнения на территории, на которую не распространяются полномочия СПИ. Соответствующее постановление СПИ, которым оформлено такое поручение, должно быть исполнено в течение 15 дней со дня поступления его в ПСП (ч. 3);
содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в ПСП. Данное правило учитывает положение, которое содержится в ст. 396 ТК РФ и ст.
1. При повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, исполнительный документ (копия исполнительного документа), производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации. О такой индексации указанные лица обязаны издать приказ (распоряжение), а судебный пристав-исполнитель обязан вынести постановление.
2.
Комментарий к ст 12 фз об испол производстве
Закона сроком проведения торгов – согласно данной норме торги должны быть проведены в 2-месячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
8. Часть 8 комментируемой статьи устанавливает, что истечение сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения не является основанием для прекращения или окончания исполнительного производства.
Такое правило прямо не прописывалось в Законе 1997 г. об исполнительном производстве, но с очевидностью в нем подразумевалось (Закон не предусматривал такого основания для прекращения или окончания исполнительного производства, как истечение сроков совершения исполнительных действий).
Соответственно, как и ранее, установление сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения является лишь организационной процедурой для должностных лиц ССП в целях быстрейшего исполнения исполнительных документов и направлено исключительно на защиту интересов взыскателя; исполнительные же действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются до прекращения или окончания исполнительного производства (см. п.
Положения п.1 ч.1 комментируемой статьи, устанавливающие данное основание, утрачивают силу с указанной даты.
Важно учитывать, что извещение взыскателя о невозможности взыскания по исполнительному документу в случаях, предусмотренных комментируемой статьей, является основанием для окончания судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в порядке, установленном ст.47 Закона.
2.
В части 7 комментируемой статьи определены периоды, которые не учитываются при исчислении сроков совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. В Законе 1997 г. об исполнительном производстве такие правила прямо не предусматривались, что, впрочем, не имело существенного значения, поскольку санкции за несоблюдение данных сроков или иные последствия их несоблюдения в названном Законе не устанавливались (как не установлены они и в комментируемом Закона, см.
ниже).
В соответствии с ч.
Закона 1997 г. об исполнительном производстве и п. 3 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ. В случае смерти должника, объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования либо обязанности допускают правопреемство, согласно п.
1 ч. 1 ст. 40 комментируемого
52 данного
Закона. О признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении гражданина умершим см. ст. ст. 42, 45 части первой ГК РФ и гл. 30 ГПК РФ;
2) утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). О таком основании не говорилось ни в ст. 23 Закона 1997 г.
об исполнительном производстве, ни в ч. 1 ст. 439 ГПК РФ.
3. Судебный пристав-исполнитель или иное должностное лицо службы судебных приставов вправе по своей инициативе или по заявлению лиц, участвующих в исполнительном производстве, исправить допущенные им в постановлении описки или явные арифметические ошибки.
Указанные исправления вносятся постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление.
4.
N 338-О этот срок подлежал исчислению с того дня, когда исполнительный документ поступил в ПСП, на которое непосредственно возлагаются функции по исполнению судебных актов), а также указывал в п. 2 этой статьи на исполнительные документы, требования которых подлежат немедленному исполнению.
Приведенное общее правило воспроизведено в ч. 1 комментируемой статьи, но при этом прямо определено, что 2-месячный срок подлежит исчислению со дня возбуждения исполнительного производства. Изъятия же из данного общего правила сформулированы в ч.
ч. 2 – 6 данной статьи совсем иначе и, как представляется, более точно:
если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в такой установленный срок.
В качестве примера можно указать на исполнение постановления об административном приостановлении деятельности (о порядке исполнения см. комментарий к ст. 109 Закона). Как установлено в ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г.
N 45-ФЗ), административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.
В исполнительном производстве возможны ситуации, когда “его дальнейшее развитие в сторону фактического исполнения требований исполнительного документа становится невозможным в силу различных причин, однако при этом потенциальная возможность исполнения требований исполнительного документа в дальнейшем не исключена. Для таких ситуаций Законом предусмотрена возможность возвращения исполнительного документа взыскателю. Данная процедура является аналогом процессуального института оставления заявления без рассмотрения в гражданском и арбитражном процессе. В отличие от прекращения исполнительного производства возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует повторному предъявлению указанного документа к исполнению в пределах установленных сроков”.
С 20.06.2022 г.
2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания.
Точно такое же основание предусматривалось в п. 1 ст. 23 Закона 1997 г. об исполнительном производстве и п. 1 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ. В данной норме Кодекса не указывалось на то, что отказ взыскателя от взыскания должен быть принят судом, однако это следует из нормы ч.
2 этой статьи (норма сохранена), предписывающей при отказе взыскателя от взыскания применять правила ст. 173
ГПК РФ. Данная статья подразумевает необходимость применения общей нормы ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, согласно которой суд не принимает отказ истца от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (аналогичное правило содержит норма ч. 5 ст. 49 АПК РФ);
3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником. На точно такое же основание указывалось в п. 2 ст. 23 Закона 1997 г.
об исполнительном производстве и п. 2 ч. 1 ст. 439 ГПК РФ. Аналогично сказанному выше следует отметить, что согласно общим нормам ч. 2 ст. 39 ГПК РФ и ч. 5 ст. 49 АПК РФ суд не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
ГПК РФ и согласно которому решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника, о восстановлении на прежней работе работника, незаконно переведенного на другую работу, подлежит немедленному исполнению (см. комментарий к ст. 106 Закона) (ч. 4);
если исполнительным документом предусмотрено немедленное исполнение содержащихся в нем требований, предусмотрено, что их исполнение должно быть начато не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в ПСП. При этом можно говорить о двух категориях таких случаев.
Во-первых, случаи, прямо установленные федеральными законами. Так, согласно ст. 211 ГПК РФ немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда (наряду с решением о восстановлении на работе, о чем говорилось выше) о взыскании алиментов, о выплате работнику заработной платы в течение 3 месяцев, о включении гражданина РФ в список избирателей, участников референдума.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.12 КоАП РФ (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ) постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется СПИ немедленно после вынесения такого постановления.
Президиумом ВС РФ 20.12.2016) (п.2), постановление Пленума ВС РФ от 22.11.2016 N 54 “О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении” (п.51), Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2016) (утв.
1. Содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 – 6.1 настоящей статьи.
2. Если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документом, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.
3. Постановление судебного пристава-исполнителя, поступившее в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона, должно быть исполнено в течение пятнадцати дней со дня поступления его в подразделение судебных приставов, если самим поручением не предусмотрен иной срок его исполнения.
4. Содержащиеся в исполнительном документе требования о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника должны быть исполнены не позднее первого рабочего дня после дня поступления исполнительного документа в подразделение судебных приставов.
5.
МРОТ).
Соответственно, в ч. 1 комментируемой статьи предусмотрено, что индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, производят:
лица, указанные в ч. 1 ст. 9 комментируемого Закона, т.е. организация или иное лицо, которое выплачивает должнику заработную плату, пенсию, стипендию или иные периодические платежи и которому направлен исполнительный документ о взыскании алиментов. Об указанной индексации такие лица обязаны издать соответствующий приказ (распоряжение);
СПИ, осуществляющий взыскание по исполнительному документу.
Об указанной индексации СПИ обязан вынести постановление. Форма такого постановления в приложениях к Методическим рекомендациям ФССП России об использовании форм процессуальных документов по не вполне понятной причине не приведена.
При индексации алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, должен применяться МРОТ, установленный в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда”, что разъяснено, например, в п. 23 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 года, утв. Постановлением Президиума ВС РФ от 29 ноября 2006 г.
Кодекса; 5) отмены постановления; 6) вынесения в случаях, предусмотренных данным Кодексом, постановления о прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания. Как видно, ряд указанных случаев дублируется в положениях комментируемой статьи.
Следует подчеркнуть, что предусмотренный в ч.
2 комментируемой статьи перечень случаев прекращения исполнительного производства СПИ является исчерпывающим.
6) судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
7) постановления судебного пристава-исполнителя, постановления Федеральной службы судебных приставов;
8) акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом;
9) исполнительная надпись нотариуса;
10) запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору Российской Федерации, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации (далее – запрос центрального органа о розыске ребенка);
11) исполнительные документы, выданные компетентными органами иностранных государств и подлежащие исполнению на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
12) определение судьи о наложении ареста на имущество в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1.1.
Согласно указанной норме (в ред. Федерального закона от 24 июня 2008 г. N 91-ФЗ) МРОТ с 1 января 2009 г. установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
2 – 4.
В положениях ч. ч. 2 – 4 комментируемой статьи, по сути, продублированы следующие нормы п. п. 3 – 5 ст. 113 СК РФ, регламентирующие определение задолженности по алиментам:
размер задолженности определяется судебным исполнителем исходя из размера алиментов, определенного решением суда или соглашением об уплате алиментов (п. 3);
размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в соответствии со ст. 81 данного Кодекса (т.е. по алиментам в долях к заработку должника, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в судебном порядке), определяется исходя из заработка и иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за период, в течение которого взыскание алиментов не производилось. В случаях, если лицо, обязанное уплачивать алименты, в этот период не работало или если не будут представлены документы, подтверждающие его заработок и (или) иной доход, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в России на момент взыскания задолженности.