Кпзс органы конституционного контроля, их классификация
������������ �������� ������ ������������ ���������������� ���� �� �� ��� ������������ ��������� ���������� � ���������� (������ ����� � ����� ���������� ������� �����, ����������� ��������� ���������� �������� �������, ������������� ������������ ������������ ��������� ��������� ���). ��� ���� ��� ��������� � ��������� ��������������� ������ � ��� ����� �������� ��������� � ����������� ������ (������ ����� � ������ � ��������������� ���� ��), ��� � ����� �������� ������� ������ ���������������� ����, �������������� �� � ���� ������������� ���������������� ����������. ������ �������� ������������ �������� ����� ������� ���� � ������� ���������������� ����������������, �������� ��������� � ���������� ������ � ��������������� ���� ��, ��������� ����������� ��������������� ������� �� 3 ������ 2010 �. � 7-��� � ���������� � ���� � 9 ������� 2011 �. ��� ��������� �� �� ���������� ����������� ��� ������ ���� � �������� ����������� ���������������� � ��������������� ���������������� [6].
������:��������� �������, ����������� �����, ������ �������, ������������ �����, ����������� �����, �������� ��������
- [1] ��.: ������ �. �.
����� �������,
1. �� ��������� ������� ��������� � ������ �������� � ����������� ������� ���������������� �������� � ���� ������������ ���������������� ���������� ��������� �������������� ���������� ����������� ������� ���������������� �������� – ��� ������������ ������������ ������� ��������������� ������:
- ? �� ��������, ���������, ���������� �������������� ��������������� ������ ����������� �������� ����� ������� ��������������� ������ � ���������� ���������, �������� ��������������, ��������� ����� �������� ��������������� ������ ���������� ��������� � �������� ��������������� ������ ��������� ���������� ���������, ��������� ����� �������� ��������������� ������ ��������� ���������� ���������, �� ���������� � ���� ������������� ��������� ���������� ���������;
- ? �� ���������� ��������������� ����;
- ? �� ����������� ������� ����������������� ����������� �������� �����.
2.
Кпзс органы конституционного контроля
Франции, состав которого определяется президентом и парламентом).
(((((((10 Институт конституционного контроля.
По содержанию конституционный контроль м.б.
1)формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия законов и других нормативных актов);
2)материальными (проверяется содержание законов и других нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу Конституции);
3)абстрактными (осуществляется по инициативе к.-л. из уполномоченных субъектов без конкретного повода);
4)конкретным (осуществляется только в связи с к-л определенным судебным делом).
По времени проведения:
1)Предварительный. На стадии обсуждения депутатами, орган конституционного контроля может изъять сам проект закона и вынести решения и направить на расм парламента со своим заключением.
2)Текущий.
Их классификация
Этот институт имеет несколько значений.
К числу надконституционных можно отнести нормы, содержащиеся в самой конституции, изменение или отмена которых ею запрещены.
Применительно к институту надконституционности можно высказать следующие два соображения. Во-первых, в данном случае резко возрастает роль органов конституционного контроля, которые получают возможность отменять конституционные нормы.
Во-вторых, при существовании таких норм в конституции создается парадоксальная ситуация, при которой запрещается реализовывать народу свой суверенитет.
Как вытекает из приведенного выше определения, понятием конституционного контроля охватывается также проверка на соответствие конституции действий должностных лиц. Обычно это относится к высшим должностным лицам государства— президентам, членам правительств, верховным, а порой вообще всем судьям и др.
Установление несоответствия должно по идее влечь соответствующее наказание, обычно лишение должности в порядке импичмента или иной подобной процедуры. Например, согласно ст.
������������ ������� ���������������� �. �. ����������� ����������� ������� ���������������� �������� ��� ������������ ���������� �� �� �������������� ��������������� �������, ������������ �� ����������� ������������ �����������, �� �������������� ������� �� ��������������� ����������� ����������� �����, �� ������������ � ���������� ����������������� �������, ���� ����������� ����� ��� �������� �, � ������ �������������, �� ���������� ���������� ����������� � ������� ��.: ���������� �. �. ����. ���. �. 30..
������ � ������ ����������� �������������� �������� �� ������������� ������������, ������������ �� �������������� ������� �� ��������������� ����������� ����������� �����.
– общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.
Признаки политической партии:
1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства (в единичных случаях – также коллективных членов – лейбористская партия в Великобритании);
2) устойчивая организация (деятельность протекает непрерывно), объединяющая граждан на постоянной основе;
3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;
4) партия – некоммерческая организация;
5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства;
6) партия – это организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости;
7) партия ставит своей целью завоевание государственной власти (создание правительства), участие в ней, давление на нее, используя конституционные способы.
Вебер, который выделил три этапа: 1) период аристократических группировок; 2) эпоха политических клубов и 3) современный этап массовых партий.
В это же время появляются и марксистские варианты классификации политических партий на основе социально-классового признака. Например, В. И. Ленин в статье “Опыт классификации русских политических партий” (1906) подразделяет общероссийские партии на пять категорий: черносотенцев (мелкая буржуазия), октябристов (крупная буржуазия), кадетов (буржуазная интеллигенция), трудовиков (крестьянство) и социал-демократов (рабочие).
Этот марксистско-ленинский подход был принят в отечественном обществознании в качестве официального в течение многих десятилетий.
Сейчас, по социальному критерию мы можем классифицировать партии следующим образом:
1) До XIX века (зависимость от таможенных пошлин): а) консервативные – отстаивали интересы национальных производителей; б) либеральные – отстаивали интересы потребителей.
2) С XIX века: а) социалистические партии – отражают интересы людей наемного труда и прежде всего рабочего класса.
Подобная форма контроля предполагает, что соответствующие органы и их должностные лица при обнаружении нарушающего конституцию акта имеют право на его отмену. Признание закона (либо его части) неконституционным предполагает его отмену или объявление недействующим.
Объектами конституционного контроля и надзора могут выступать конституционные и обычные законы, поправки к Основному закону, международные договоры и соглашения, регламенты палат парламента, указы президента, нормативные акты исполнительных органов власти.
В некоторых зарубежных странах органы конституционного контроля и надзора оценивают конституционность деятельности различных политических партий (Федеральный конституционный суд Германии).
В федеративных государствах объектом конституционного контроля и надзора являются вопросы разграничения компетенции между центром и его субъектами, разрешение спорных моментов между отдельными субъектами федерации.
Отсюда следует, что должны быть восстановлены отношения, существовавшие до этого момента, возмещен ущерб, причиненный их изданием, и т.д. Это порождает большие сложности, а порой просто невозможно, особенно когда неконституционные норма или акт действовали длительное время.
Поэтому чаще применяется вторая форма — exmine, — означающая, что решение о неконституционности действий только на будующее, а все прежние последствия действия неконституционной нормы или неконституционного акта остаются в силе. Конституция Румынии в ч. 2 ст.
8.Акты, издаваемые в порядке толкования конституционных норм и законов (осуществляется либо главой государства, либо судами);
9. Конституционные обычаи (их называют конституционными соглашениями или конвенционными нормами.
10. Нормы международного права, международные и внутригосударственные договоры.
Источником конституционного права в отдельных мусульманских странах является шариат – свод норм мусульманского права.
5.
Способы и порядок принятия и изменения конституций зарубежных стран.
Разработка конституций
За более чем двухвековую историю конституционализма выработано несколько способов разработки, принятия и изменения конституций.
����� ����, ���������� ����������� ���������� ��������� ��������������� ����� ���������� ��������� ������ ��������� �������� �����, ���������� �� ����������������� ������������� ��������������� ����, �. �. ���������� ���������� (�����������) �� ��������������� ���������������� ������� ��������� (���������� �� ��� ������).
����� �������, ��������������� ��� ���������� ��������� �������� ������������������ ������� ���������������� ��������, ���������� ������ ���������� ������� ����������������� �������� �����.
��������� �� ��������� � ������������������� �������� �������� � ������� ����� ������������ ��� ������������ ���������������� �������� �� ���������������� �������.
При последующем конституционном контроле проверке подвергаются законы или иные акты, уже принятые и вступившие в силу (в США, Италии, ФРГ). Признанные неконституционными законы формально утрачивают юридическую силу.
При предварительном конституционном контроле проверке подвергаются законы, находящиеся на рассмотрении парламента. Это контроль за конституционностью закона до его вступления в силу, до его промульгации, т.е. обнародования, опубликования главой государства (в
Швеции, Франции, Финляндии). Проверкой соответствия законодательных актов конституционным установлениям занимаются специальные государственные институты- органы конституционного контроля, которые созданы во многих ЗС. Конституционный контроль (надзор) может осуществляться: 1)судами общей юрисдикции.
В США, Аргентине, Дании, Мексике. Норвегии, Японии вопрос о конституционности того или иного закона на основании которого возникло судебное дело может быть поставлен судом любой инстанции.
������ �������� ���������������� ��������, ��������������� ��������������� ����� ���������� ���������, ����� ���������� ����������� ��������������� ��������, ������������ � �������� ��������� ����������� �������� ����� �� �� ������������ ����������� ���������� ��������� �� �������� �������������� ����� ���������, � ����� ���������� ��������������� �������������, ������������ �������� ������� � ��������� �����, ��������������� ���������� ���� ��.: ���������� �. �. ������� ���������������� ���� �� �� �������� ���������������� ��� ������������� ���������������� �������� // ����������� �����. – 2008. ? � 11. ? �. 59..
�������� ������������� ���������������� ��������� ���������� ���������, � ������� ������� � ��������� ��������������� (��������) ����, ��������� �������� �� ������������� �� ������������ ������ ��� ������������, ��� � ����������� ���������������� ��������.
�� ������ �. �.
На местах нет партийных организаций, собрания не проводятся, местное руководство не избирается, а составляется из известных бизнесменов и политиков, на низовом уровне партийным лидером является босс;
в) партии-движения – обычно единственная разрешенная партия, ее членами считалось большинство жителей страны (в Гвинее – с семилетнего возраста, в Заире по конституции все граждане с момента рождения рассматривались как члены партии);
3) по правовому положению:
а) зарегистрированные – имеющие регистрацию юридического лица;
б) незарегистрированные – без регистрации, на добровольных началах;
в) легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Они могут быть и не зарегистрированы, хотя в ряде стран, как отмечалось, до регистрации партийная деятельность не разрешается;
г) нелегальные – если они запрещены законом, судебным решением, но продолжают свою деятельность в подполье.
������ �. �. ����������, �������� �� �������� ������������ �������� ��������������� ��������������� �������� (������ ������, ��� ��������������� �� ����� ������������ ����), �������������� (������� ������ ���������������� �������� ���������������) ��.: ��������������� ����� ������: ����� / ��� ���. �. �. ���������. ? �. 141; ���������� �. �. ����. ���. �. 35 ? 36..
�� ����� ������������� ���������� ���������� – ���������� ����� �������, �������� ���, � ������� ��������, ���������� ���� ������� ��.: ��������������� ����� ������ � �. 141..
� ������������ � ����������, ��������������� �������� ����� ������ ��������� �������������, ����������� ����� �������� ������� ���� �������. ��������������� �������� ��������� �������� � ��������� ��������� ��� �� ������� ���������� � ���� �����, ��� � �����; ��� ����� �������, �������� ���, ��� � ���� �������������� �������. ��������� ��������� ����������������� � ���������� ����, � ��������� ��� ��������.
��������������� �������, � ����� �� �������������� ������ ��� �� ��������������, ������ ����� ������ �� ������ �����������: ����������� �� ������������ � ������������, ���������� �������� ���������� �������.