Механическое бытовая техника закон
Кроме того, производителей обязали еще и проектировать бытовую технику таким образом, чтобы ее можно было чинить без специализированных инструментов от вендора.
Сначала законодательство работало, в основном, в отношении отрасли бытовой техники. Сейчас аналогичные правила начинают применять и в сфере электроники, смартфонов, ноутбуков. Производители этих товаров обязаны обеспечивать рынок запасными деталями и технической информацией на протяжении всего установленного срока службы товаров.
В Европе понемногу планируют сделать ремонт техники регулируемой отраслью, которая, к тому же, еще и выгодна для потребителей. Последних законодатели надеются приучить к культуре повторного использования.
На данный момент сильнее всех продвинулась в вопросе осознанного ремонта и реутилизации Франция. В этой стране в начале года ввели требование, согласно которому практически все производители и импортеры техники должны указывать на упаковке своих устройств индекс ремонтопригодности (такой индекс популяризует iFixit). В индекс входят несколько важных факторов, включая, собственно ремонтопригодность, доступность запчастей, документации и некоторых других элементов.
Если будут созданы правила, по которым для всех видов товаров независимо от их технологического жизненного цикла производителям нужно будет иметь десятилетний сток запчастей, это скорее приведет к росту электронных отходов: то, что не будет востребовано, придется утилизировать»,— прогнозируют в пресс-службе группы «М.Видео—Эльдорадо».
В общем, можно ожидать, что производители бытовой техники и электроники продолжат сопротивляться инициативе лобби «права на ремонт». Это может продлиться не месяц и не два, а несколько лет.
Даже такая современная и открытая корпорация, как Tesla Inc ближе по убеждениям к Apple, чем к «праву на ремонт». Представители компании рассказывают о «необходимости профессионального ремонта, специалистами, которые знают, что делать, чтобы не допустить дальнейших проблем с эксплуатацией транспортного средства, которое выходит на дороги общего пользования».
Ну а умельцам, которые ремонтируют авто от Tesla, оказывается противодействие. В целом, компания действительно может хотеть предотвратить случаи неквалифицированного ремонта своих электромобилей. До сих пор каждое авто от Tesla, попавшее в аварию, потом обсуждается в СМИ, что негативно влияет на репутацию бренда.
И чем больше таких аварий, тем больше проблем у компании.
Хватит это терпеть
Похоже, что право на ремонт действительно идет в массы. Законодатели из ЕС не только обязали вендоров бытовой техники и электроники поставлять запчасти для своих систем.
Кроме того, в РФ, как и во Франции, сейчас разрабатывается федеральная концепция с названием «Научное обеспечение экологической деятельности, экологическое воспитание и просвещение». Чиновники также планируют реализовать системный подход в реализации и распространении «права на ремонт».
Не обойдется без сложностей
Все бы хорошо, но производители, естественно, недовольны всеми этими инициативами. Так, производители электроники, включая Google (уже никто не называет компанию «корпорацией добра»), Apple и других производителей, стараются контролировать индустрию сервисного обслуживания и ремонта.
Компании понимают, что это золотая жила для них — мало того, что они продают устройства, так еще и продолжают получать деньги после продажи.
Отечественные компании уже стали говорить о том, что нормативное введение еврорегламента в отношении «права на ремонт» приведет к удорожанию самой продукции для конечного потребителя и увеличению электронных отходов.
Один из пунктов документа — требование принять специальный закон, который лишает производителей техники права ограничивать или запрещать ремонт своих устройств в сторонних сервисных центрах, хоть авторизованных, хоть нет.
«Федеральная торговая комиссия единогласно проголосовала за усиление правоохранительных мер против ограничений на ремонт, которые не позволяют малым предприятиям, рабочим, потребителям и даже государственным учреждениям ремонтировать свои собственные продукты. Подобные ограничения могут значительно увеличить расходы для потребителей, сдерживать инновации, закрывать возможности для бизнеса для независимых ремонтных мастерских, создавать ненужные электронные отходы, задерживать своевременный ремонт и подрывать отказоустойчивость», — заявила председатель Федеральной торговой комиссии Лина Хан (Lina Khan).
Победное движение «права на ремонт» в Европе
ЕС принудил производителей с 2021 года начать поставки запчастей для своих устройств в течение 10 лет. Эти правила актуальны для крупной бытовой техники: стиральных машин, посудомоек, холодильников и осветительных приборов.
Сейчас индекс рассчитывается для смартфонов, ПК, ТВ, стиральных машин и почему-то газонокосилок, но с течением времени список будет пополняться.
И в России тоже
Да, в апреле со схожим предложением выступило Минприроды. Его представители заявили о положительных последствиях в случае внедрения еврорегламента с требованиями, о которых говорилось выше.
На данный момент срок как службы, так и годности товаров в стране определяет закон о защите прав потребителей. Согласно ему «изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, в том числе комплектующих изделий, которые по истечении определенного времени могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде».
В России перечень товаров, которые подпадают под еврорегламент с его «правом на ремонт» будет устанавливать правительство.
Если какого-либо товара в списке нет, то производители и вендоы могут добровольно обозначать срок бесплатного гарантийного обслуживания.
Она обращает внимание, что изменения в закон о защите прав потребителей – конечно, имеют место. Но уже три года, в рамках реализации Украиной обязательств по гармонизации законодательства с европейским, страна нуждается в новом законе.
«Мы принимали участие в его разработке. Но так и не понятно, какая редакция законопроекта сейчас находится на согласовании в госорганах.
У нас все непредсказуемо», — подытожила Куликова.
Нововведения по продаже «сложной» бытовой техники уже вступили в силу. И как все «работает» на деле, может проверить каждый украинец.
В список таких товаров входит, в частности, основная бытовая техника, мобильные телефоны и планшеты, а также электронные экраны. Производители будут обязаны сообщать на своих сайтах примерную стоимость ремонта и не смогут включать в договоры положения, направленные на ограничение ремонта третьими сторонами, или отказываться от ремонта по той причине, что изделие ранее ремонтировалось третьей стороной. Кроме того, производители будут обязаны выпускать необходимые для этого запчасти по ценам, которые не будут демотивировать ремонт изделий.
А еще 79% считает, что производителей необходимо юридически обязать предоставлять информацию о ремонте устройств и замене сломанных элементов.
Представитель iFixit Europe заявил после принятия «закона о ремонте»: «Это огромная победа для потребителей всей Европы. Это голосование стимулирует развитие дружественного к «праву на ремонт» законодательства, а также даст возможность появиться рейтингу ремонтопригодности продукции и прогнозу продолжительности работы».
Источник
Но все же корпорации пока что пытаются противодействовать даже незначительным попыткам потребителей получить право ремонтировать собственную бытовую технику, электронику, сельскохозяйственное оборудование.
Крупные компании стараются показать, какие они белые и пушистые, распространяя сертифицированные запасные части, софт, руководства по ремонту. Но делают они это для крайне ограниченного количества сервисных центров.
Скажем так, для видимости. Хороший пример — Apple c ее Apple Independent Repair Provider.
Также инструкция должна быть написана разборчивым шрифтом и на эстонском языке, кроме того, она должна содержать следующую необходимую информацию о том, как:
- безопасно использовать товар, надлежащим и бережливым образом;
- правильно собирать, устанавливать, подключать, обслуживать, хранить, и утилизировать товар в случае необходимости;
- если товар состоит из нескольких частей, инструкция по применению должна включать перечень частей (составных частей комплекта).
Кроме того, TTJA просит торговцев убедиться, что инструкции по эксплуатации составлены именно для того товара, который продаётся.
Если затраты на ремонт электроприбора выше его себестоимости, то думаю, что никто этим не будет заниматься”, – сказал Соасепп.Проверка: почти в четверти случаев отсутствовали инструкции на эстонском языке
Департамент защиты прав потребителей и технического надзора (TTJA) весной 2023 года реализовал проект по проверке инструкций пользователя, в рамках которого было проверено 9 магазинов и 116 товаров. Было выявлено 39 нарушений.
В ходе проекта проверялось наличие инструкции по эксплуатации на эстонском языке, её понятность и наличие соответствующих инструкций по обслуживанию.
С лета 2026 года в странах Евросоюза вступят в силу новые правила, требующие от производителей бытовой техники обеспечения возможности её ремонта на доступных условиях. Согласно директиве ЕС, государства-члены должны будут внедрить эти нормы до 31 июля 2026 года.
Экономист Кади Кенк, специализирующаяся на цикличной экономике, выразила обеспокоенность тем, как именно будут определяться понятия “разумной цены” и “разумных условий” ремонта. “Нам предстоит узнать, как будут контролироваться такие нормы, и кто именно решит, что считается разумным,” — отметила эксперт.
Директор компании OÜ Eesti Elektroonikaromu Каур Куурме подчеркнул, что потребителям придётся самим оценивать целесообразность ремонта. “Для жителей малонаселённых районов это особенно сложно, так как стоимость логистики может быть высокой. Например, сломанный холодильник может потребовать либо транспортировки в мастерскую, либо вызова специалиста на дом, что зависит от наличия транспорта и других факторов,” — пояснил он.
Советник Министерства юстиции Эстонии Карин Майсвеэ обратила внимание на проблемы трансграничного ремонта.
Важно понимать, будет ли производитель готов ремонтировать технику в стране проживания потребителя, или же транспортировка окажется неоправданной,” — заявила она.
При этом новые требования могут способствовать увеличению спроса на местных мастеров, считает Каур Куурме. А Кади Кенк отметила, что многие компании уже выпускают технику, пригодную для ремонта, хотя для производителя это зачастую обходится дороже, чем создание нового устройства.
Особо подчёркивается, что директива распространяется только на товары, проданные после её вступления в силу. На уже существующую бытовую технику новые правила не распространяются.
Евродиректива также предписывает производителям раскрывать на своих сайтах ориентировочную стоимость ремонта и запрещает ограничивать использование сторонних мастерских или запчастей.